26.10.2012

Астрахань в торговых отношениях России с Востоком в середине XVII-XIX вв.

«А в Асторохань, де, изо многих земель кораблем с торгом приход великой, а доходит, де, ему (русскому царю) тамга на день по тысяче золотых…». 

Выставка «Астрахань -  Юго-Восточный форпост России XYI-XIX вв.», открывшаяся в башне Красные ворота Астраханского кремля открывает возможности  шире познакомиться с историей развития торгово-промышленных отношений России и  решением геополитических  вопросов через Астрахань с прикаспийскими государствами.

Астрахань с момента присоединения к Русскому государству была местом активного передвижения и колониального расселения «гостиных» людей. Изменения таможенного контроля и введение нового законодательства не остановили развития колоний. До издания Новоторгового устава их жителей можно было встретить в Москве, на Макарьевской ярмарке, в Казани, Ярославле и других городах России, а количество восточных товаров резко увеличилось. Учитывая удаленность города и опасность пути,  Астрахань стала единственным русским городом, где восточные купцы могли платить минимальную  пошлину по 10 денег с рубля, продавать товары не только оптом, но и в розницу, а также производить на наиболее льготных условиях закупку предметов русского и западноевропейского производства. Восточные купцы стали жить в Астрахани чаще и дольше, ибо большинство из них не тратили теперь времени на далёкие поездки в другие русские города. Первые деревянные караван-сараи к этому времени пришли в ветхость, страдали от пожаров и нуждались в перестройке. В 1673 г. в Астрахани решено было построить вместо старого Индийского двора новый и сконцентрировать там торговлю гилянских, индийских и бухарских купцов. После постройки нового двора выяснилось, что разместить там всех купцов не удастся, и новый двор был оставлен индийцам, а остальным отвели место на Татарском базаре. Тогда же воеводе было приказано старый Бухарский двор «свесть в юрты и устроить им двор, где пристойно, а гилянцев и индийцов свести и поставить им дворы, где пристойно  ж, в деревянном городе, не блиско церквей божиих». Так сложилась Агрыжанская, Гилянская и Бухарская слободы, но индийцы частично остались жить в лавках своего гостиного двора.

К концу XYII века торговые операции через Астрахань осуществлялись непрерывно, обеспечивая развитие всей мануфактурной промышленности России. Считая торговлю одним из важнейших источников укрепления экономики страны, Пётр I стремился достичь  максимального расширения связей России с её соседями и укрепить торговые позиции не только на Западе, но и на Востоке. Поощряя крупное купечество, подталкивая его на организацию торговых компаний и поездки за рубеж, он обратил внимание  и на астраханских «иноземцев». Хорошо знакомые с обстановкой в Персии и Закавказье, в Средней Азии и Индии, сохранявшие там родственные, деловые и дружеские связи, они могли оказать положительное влияние на взаимоотношения России с Востоком. Учитывая это, правительство Петра I снова стало давать разрешения Астраханским «иноземцам» на поездки в Москву.

Изучение отчетов по товарообороту  через Астрахань дает представление об усовершенствовании наказов  воеводам. Так, в 1697 г. терскому воеводе М.А. Волконскому было разрешено после проверки и клеймения товаров отпускать в Москву индийцев, бухарцев, гилянцев и армян – «астраханских жителей». Прежний запрет оставался в силе только относительно купцов, приезжавших из других государств. Таким образом, жители астраханских колоний впервые стали рассматриваться отдельно от иностранных купцов.

В наказе 1697 г. казанскому воеводе Л. Львову строго предписывалось пропускать из Астрахани в Москву без всяких задержек не только русских купцов, но и астраханских «иноземцев», а также быстрее и внимательнее стали рассматривать их просьбы и претензии. Судя по Таможенным книгам  1740-х гг. доля явок восточных купцов из Астрахани на ярмарки в Москве увеличивается, расширяется и объем товаров.

Циркуляром министерства финансов к Астраханской таможне предписывалось ведение трех ведомостей: «О товарах. привезенных из-за границы», «О товарах, отправленных туда…», «О судах, пришедших из-за границы и русских портов и отошедших туда…». В апреле 1880 года из-за границы прибыло  с товаром 6 паровых, 15 парусных судов, а за море с товарами ушло 5 паровых судов, с балластом-1 парусное судно. Из русских портов с товаром через Астрахань прошло 29 паровых судов, 103 парусных, с балластом 3 паровых, 4 парусных. В русские порты с товаром из Астрахани ушло 30 паровых судов, 136 парусных, с балластом 5 паровых, 48 парусных. По товарам, привезенным из-за границы в этот период известно : «бумаги   хлопчатой сырца - на 1637 руб., воску сырца на 3067 руб. 75 коп., рыбы соленой разной 9435 руб. 98 коп., икры соленой красной рыбы 22470 руб. 50 коп., миндаля 26149 руб. 96 коп., шелку сырца 2092 руб. 50 коп, шкур разных 3669 руб. 40 коп., шелковых материй и платков 1801 руб. 55 коп.,  платья шитого на 1512 руб., прочих товаров на 2 945 руб.» Ежемесячный оборот товаров в Астрахани составлял  сумму около 100 тыс. рублей.

Государь Пётр I распорядился, чтобы в Астрахани начали строить для перевозки товаров по Каспийскому морю усовершенствованные  морские суда, конструкция которых уменьшала опасность кораблекрушений. А в 1758 году в Нижнем Новгороде и Казани началось строительство сорока машинных судов, которое было завершено к 1766 году в соответствии с принятым 18 апреля 1757 года указом Сената: «чтобы в оных судах грузу было не менее 5000 пуд., и построены были во всём порядочно и прочно…». Эти суда прослужили до семидесятых годов XVIII века.

Появившаяся в середине XVI столетия русская Астрахань стала для Московии не только мощным военным форпостом на юго–востоке, но и главными торговыми «воротами» в Азию.

Автор Г.Г. Карнаухова