26.01.2016

Коллекция нумизматики, сфрагистики, фалеристики, бонистики

Структура фонда «Нумизматика»

Фонд «Нумизматика» насчитывает 21230 ед. хр. (на 01.01.2016). Сюда входят музейные предметы, изготовленные из меди, бронзы и прочих недрагоценных металлов.

Фонд делится на два раздела: нумизматика и фалеристика.

В нумизматику входят:

1. Монеты Золотой Орды – 9348 ед.

2. Монеты России – 2699 ед.

3. Монеты СССР и Российской Федерации:

- регулярного чекана – 1176 ед.

- памятные – 283 ед.

4. Иностранные монеты – 1726 ед.

5. Монеты бывших республик СССР – 87 ед.

Всего 15319 единиц хранения.

Фалеристика состоит из следующих комплексов:

1. Персональные награды – 1630 ед.

2. Памятные медали СССР – 305 ед.

3. Жетоны – 100 ед.

4. Медали и знаки досоветского периода – 277 ед.

5. Значки, знаки – 3599 ед.

Всего – 5911 единиц хранения.


Коллекция сувенирных значков в фондах музея: история формирования

Коллекция сувенирных значков начала формироваться достаточно поздно по сравнению с другими коллекциями музея – только в 1970-е годы. В 1958 году в музей поступили значки, посвященные 400-летию Астрахани, но они вручались участникам торжественного собрания в честь юбилея города, и не могут считаться сувенирными, так как формально сувенирные значки – это те, что можно было приобрести в киосках сети «Союзпечать», на значках указывалась цена, стояло клеймо завода изготовителя. Значки выпускались большими тиражами, были доступны; собиранием значков увлекались многие. В конце 1960-х годов в стране началась полоса юбилеев: 50 лет Советской власти (1917 – 1967), 50 лет ВЛКСМ (1918 – 1968), 100 лет со дня рождения В.И. Ленина (1870 – 1970), 50 лет образования СССР (1922 – 1972). Выпуск значков приобрёл массовый характер, значки рассматривались как идеолого-пропагандистский материал малых форм. Не случайно, что именно в 1970-е годы сформировалось ядро музейной коллекции значков, полностью отражающее место музея в системе культуры, как идеологического учреждения, работавшего под жёстким контролем обкома КПСС.

Основная тема – Лениниана. В 1970 году клуб юных следопытов подарил музею 38 значков, а директор музея Владимир Александрович Филипченко передал в фонды 28 значков, посвященных 100-летию В.И. Ленина. В 1970-ом году открылся филиал музея – дом-музей семьи Ульяновых, научные сотрудники которого проводили активную работу по комплектованию, так,заведующая домом-музеем Татьяна Константиновна Романенко сдала в фонды музея 100 значков.

Через закупочную комиссию музей приобретал значки у коллекционеров; по данной теме было куплено 360 значков. Всего в 1970-е годы по ленинской тематике было собрано 513 значков. Не следует думать, что все значки – это красное знамя с золотистым профилем, много значков с изображениями городов, мест, связанных с именем В.И. Ленина, это и семья Ульяновых, и соратники, пароходы и промышленные объекты, названные именем В.И. Ленина, и, конечно, музеи.

Вторая крупная подборка значков посвящена освоению космического пространства. Начало космической теме положил набор из шести значков «Советские исследования космоса», купленный у коллекционера Бориса Николаевича Липатова в 1974 году. В 1970-е годы были куплены коллекции Мухамедзянова Ахмета Ибрагимовича (320 значков), Филипова Валентина Александровича (28 значков по космосу в смешанной коллекции из 552 значков), Липатова Бориса Николаевича (190 значков,«космических - 51»). Всего по теме «Космос» поступило 405 значков с изображениями искусственных спутников Земли различного назначения, космических кораблей и станций – «Восток», «Союз», «Салют», станций для изучения Луны, Венеры, Марса, значки с портретами советских космонавтов. В ряде значков в металлическую основу крепился фотографический портрет и, к сожалению, эти изображения угасают.

Важной для музея была кировская тематика. Существовал филиал музея – дом-музей С.М. Кирова. Самым первым значком был значок с портретом С.М. Кирова, подаренный в 1939 году Ленинградским музеем им. С.М. Кирова. Значков с изображениями С.М. Кирова немного, в основном на значках изображены памятники, города, гражданская война. Заведующая филиалом Маргарита Ивановна Орлова активно занималась комплектованием значков, как по своей теме, так и по общественно-политической, ею в 1970-е годы собрано и сдано 185 значков (всего за годы работы в музее – 294 значка).

К общественно-политической теме можно отнести значки, посвященные юбилеям Великой Октябрьской Социалистической революции, ВЛКСМ, пионерской организации, СССР и республик, съездам КПСС, различным праздникам. Всего в 1970-е года было собрано 206 значков.

Первой значок по теме «Великая Отечественная война» поступил в 1970 году – «25 лет освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков» (сборы отдела истории советского периода). Всего в 1970-е годы собрано 82 значка, посвящённых 30-летию Победы, городам-героям, 9 мая. Комплектовала, в основном, Орлова Маргарита Ивановна.

Значки по культуре и истории в эти годы немногочисленны. В 1975 году от Карасёвой Алевтины Павловны, учёного секретаря музея, поступило 12 значков, вручённых участникам научной сессии, посвященной 50-летию музея революции СССР (значки «Коллективизация 1930», «АМО 1924», «1 съезд Советов СССР» и др.). У Ждановой Нины Ивановны было куплено 10 значков посвященных, 150-летию восстания декабристов. Не являлись приоритетными и такие темы, как «Спорт» – всего 28 значков, «Природа» – 5 значков.

Формирование темы «Города СССР», не связанное с именами В.И. Ленина и С.М. Кирова, началось в 1978 году, когда руководитель ансамбля песни и танца «Моряна» Бормотов А.Ф. передал в музей 9 значков, привезённых с гастролей по Свердловской области. На значках гербы и эмблемы таких городов, как Первоуральск, Березовский, Каменск-Уральский, Новая Ляля, Асбест, Алапаевск, Серов, Нижние Серги.

Значки «Астрахань» не могли остаться без внимания сотрудников музея; в киосках «Союзпечать» приобретались значки с изображением Кремля, Лебединого озера, дома-музея Ульяновых, старой Астрахани. Всего поступило 30 значков.

Уже в конце 1970-х годов значки стали входить в тематические коллекции наряду с печатными материалами и документами (коллекции по Конституции СССР, по 50-летию ВЛКСМ). Всего в 1970-х годах в фонды музея поступило 1353 значка, из них закуплено – 1072 значка.

В 1980-е годы комплектование велось научными сотрудниками музея по прежним темам: «В.И. Ленин» – 55 ед., «Великая Отечественная война» – 23 ед., «КПСС» – 26 ед., «ВЛКСМ» – 18 ед., «СССР» – 13 ед., «С.М. Киров» – 13 ед. и т.д. В значках нашли отражение новые юбилеи, новые съезды. Тема «Спорт» пополнилась 10-ю значками, посвященными ИграмXXII Летней Олимпиады (Москва, 19.07 – 03.08.1980 г.). Новая для музея тема – «Тысячелетие крещения Руси». В 1988 году из Астраханской Епархии от архиепископа Феодосия передано в дар музею более 80 предметов, из них 17 значков. Значки по астраханской тематике составили 23 ед. (Кремль, Картинная галерея, Драматический театр и др.). Поступления в 1980-х годов составили 228 значков.

В конце 1980-х годов появилось очень много значков с изображениями популярных певцов, музыкальных групп, актёров, значков с забавными изображениями или надписями, порой трудно было определить, чему посвящён значок. Функция значка стала не только сувенирной, но и контактной, способствующей общению по интересам, к сожалению, тогда это явление молодёжной культуры не привлекло внимание музейщиков, нынешние попытки собрать такие значки осложнены и временем, и, зачастую, низким качеством значков.

1990-е годы – эпоха уходит, но символы ещё живы, мы по-прежнему, собираем юбилейные значки: 70 лет ВЛКСМ, 120 лет со дня рождения В.И. Ленина, это последний по дате значок ленинианы. Расширяется астраханская тематика: новые объекты культуры (мавзолей, музей Курмангазы), юбилеи (290 лет с. Солёное Займище, 260 лет Астраханскому казачьему войску). Музеем боевой славы собрало 26 значков по Великой Отечественной войне.

Павловым А.С., автором книги «Корабелы Золотого затона», подарены музею значки по Морскому судостроительному заводу, из них 7 значков с изображениями кораблей.

Значки поступают от руководства музея (Карасёва А.П., Лыжина С.Б.), от научного состава (Беломоина О.Х., Герасимиди Е.И., Леонтьева Н.А. и др.), от смотрителей (Ильина Н.А., Тарасова И.В.), от бывших сотрудников: Федорова Н.Н.; главный специалист Администрации г. Астрахани, передала13 значков. Начинает активное пополнение коллекции Головачёв М.В. – в 1999 году им сдано 38 значков и знаков. Всего в 1990-е годы поступило 117 значков.

Только в 2000-е годы начинает расширяться тематика, появляются значки с изображениями птиц, палеонтологии (от Головачёва Н.В.), подборка значков «День журавля» (от Воробьёвой Л.В., поступило из Астраханского заповедника), значки с музейными предметами «Гжель» (от Ширяевой Н.С.), значки, посвященные Царскосельскому лицею, 300-летию Российской гвардии, появляется современная символика. Необычные значки были сданы в 2001 – 2002 годах Герасимиди Еленой Ивановной, поступили от

Туриевой Н.К., заведующей литературной частью Астраханского музыкальноготеатра: одна подборка «Персонажи народных театров мира» (Петрушка, Кашперль, Панч, Полишинель, Скарамуш и др.), другая с изображениями замков XVIII века (Сирена, Тритон с наездником, Птица, Музыкант и др.).

В 2001 году музей приобрёл коллекцию значков и знаков по теме «ВЛКСМ и молодёжные организации мира» (188 ед.) у Резника Олега Николаевича. В коллекции, в основном, знаки, но есть и сувенирные значки (47 ед.), посвященные памятным датам, съездам ВЛКСМ.

В 2006 году было оформлено и сдано в фонды656 значков, которые передал в дар музею Антонов Евгений Андреевич. Значки собирались им на протяжении 35 лет по самым разным темам: «Космос» (77 ед.), «Гражданская авиация» (32 ед.), «Морской флот» (36 ед.), «Бронетанковое оружие» (10 ед.), «Автомобильный и железнодорожный транспорт» (25 ед.), «Города СССР» (77 ед.), «Москва» (80 ед.), «Культура, природа, история» (58 ед.), Спорт (100 ед.), «Общественно-политическая жизнь» (71 ед.), «Выдающиеся люди» (31 ед.), «Детские, школьные» (30 ед.), «Иностранные» (29 ед.).

Всего в 2000 – 2010 годах поступило 868 значков.

За последние 5 лет в фонды музея сдано 360 значков. Тематика не расширяется, но углубляется, раскрывается полнее.

В 2011 году Рождественская Эмма Николаевна передала в дар 92 значка, которые собирались в её семье в 1970 – 1980-е годы. Темы: «Полководцы и флотоводцы» (10 ед.), «Декабристы» (10 ед.) – это вторая подборка по декабристам, первая поступила в 1975 году, «Победа в Великой Отечественной войне» (21 ед.), СССР (33 ед.), «Выдающиеся люди» (18 ед.).

Как и ранее, значки входят в персональные и тематические коллекции, как и ранее, высока активность сотрудников музея, так Михаилом Владимировичем Головачёвым, заведующим таксидермической мастерской, собрано в 1990 – 2015 годах около 150 значков. Почти из всех поездок – туристических, служебных –сотрудники привозят новые значки.

 В 2013 – 2015 годах Андрей Алексеевич Курапов, заместитель директора музея по науке и экспозициям, передал в дар 184 значка по темам: «Автотранспорт» (21 ед.), «Авиация» (11 ед.), «Морской флот» (16 ед.), «Вооруженные силы» (19 ед.), «Природа»

(8 ед.), «Города» (21 ед.), «Астрахань» (12 ед.) и др. Очень красивы значки, посвящённые Крыму.

На сегодняшний день коллекция сувенирных значков насчитывает 2926 единиц, по темам по количеству лидируют значки, посвящённые В.И. Ленину – 590 ед., затем «Космос» – 495 ед., «Города» – 251 ед., «Культура и история» – 242 ед., «Великая Отечественная война» – 191 ед., «Спорт» – 165 ед. (из них Олимпиада-80 – 25 ед.), «Общественно-политические» – 132 ед., «СССР» – 126 ед., «Астрахань» – 102 ед., «Армия и Флот» – 98 ед., «Транспорт» – 95 ед., «Великая Октябрьская Социалистическая революция» – 92 ед., «ВЛКСМ» – 86 ед., «КПСС» – 75 ед., «Природа, экология» – 67 ед., «С.М. Киров, гражданская война» – 48 ед. и т.д. Как любая систематизация, деление по темам условно, тематические подборки могут быть скомпонованы иначе, но, практически, к любой выставке можно найти хотя бы несколько значков.

Тему формирования коллекции сувенирных значков не стоит считать закрытой, далеко не все значки, выпущенные в 1960 – 2000- х годах поступили в фонды и значки современных выпусков, также следует собирать.

Используемая литература:

  1. В.Н. Ильинский. Значки и их коллекционирование. М., «Связь». 1974 г.
  2. Интернет источники.
  3. Акты поступлений предметов за 1957 – 2015 гг.

Иллюстрации к статье


Сибирские монеты в коллекции Астраханского музея-заповедника

Особый нумизматический интерес представляют сибирские монеты Российской империи. Чеканились такие монеты на территории Сибири на Колыванском монетном дворе в Сузуне в период с 1763 по 1781 гг.

Существует несколько версий причин чеканки сибирской монеты. А.Н. Дьячков и В.В. Уздеников считают, что монеты начали чеканить в связи с отдаленностью территории от монетных дворов европейской части страны, т.к. немалые затраты шли на транспортировку[1]. И.Г. Спасский полагает, что в руде, добывавшейся на колыванских рудниках в 1760-х гг., встречалась примесь серебра, и даже золота, но настолько незначительная, что разделение металлов признавалось нерентабельным. Из серебристой меди решили чеканить новую монету, предназначавшуюся только для Сибири. Для чеканки сибирской монеты был создан особый монетный двор – Колыванский Нижне-Сузунский. После 1781 г. на нём чеканили обыкновенную медную монету, пока в конце 1847 г. он не сгорел[2].

Ввоз сибирской монеты на территорию европейской части страны был категорически запрещен. Сибирским купцам было весьма непросто вести свою торговлю, т.к. все свои медные капиталы приходилось переводить в серебро, которое затем перевозили за Урал. Поэтому запасы меди за Уралом росли, а серебро постепенно исчезало.

Допустить сибирскую монету в центр было невозможно, из-за того, что это могло отрицательно повлиять на всю российскую денежную систему. Опасность скрывалась в разнице веса денег одного и того же достоинства сибирской и российской чеканки. Выпускавшаяся в центре копейка весила 10,24 г, а сибирская – 6,55 г. Российские пять копеек – 51,9 г, сибирские – 32,76 г[3]. Причина разницы веса была в уже упомянутых выше примесях серебра и золота в колыванской меди. А так как отделить их в те времена было невозможно, стали учитывать наличие этих металлов при чеканке монет. Нетрудно догадаться, что, разрешив хождение легкой меди Сибирской монеты на западе от Урала, правительство открыло бы ловким отечественным фальшивомонетчикам огромные возможности для обогащения.

Сибирские монеты выпускались номиналами в полушку, деньгу, копейку, 2 копейки, 5 копеек и 10 копеек. Внешний вид монет резко отличался от того, который имели деньги, изготавливаемые на Урале и в центральной части России.

На аверсе в обрамлении кедровой и лавровой ветвей размещался вензель императрицы Екатерины II. На реверсе всех монет, за исключением полушки, размещалась геральдическая композиция: два соболя на задних лапах держат в передних лапах овальный щит, на котором обозначено достоинство монеты. Над щитом – корона. Вокруг надпись: «СИБИРСКАЯ МОНЕТА».

Небольшой размер полушки не позволил разместить на ней сложную композицию, и поэтому рисунок на ней был упрощен – нет соболей и щита. Номинал обрамлялся затейливым картушем.

Колыванский монетный двор чеканил сибирскую монету с 1766 по 1781 гг., помечая свою продукцию буквами «КМ». В 1781 г. вышел указ Сената чеканить монету государственного образца всех номиналов. Но отчеканенная прежде Сибирская монета продолжала быть в хождении.

В экспозиции Краеведческого музея представлена вся линейка Сибирских монет: 10, 5, 2 копейки, деньга и полушка. В фондах музея-заповедника их насчитывается 60 единиц чеканки 1768–1779 гг.

Автор: Е.П. Казакова


[1] Дьячков А.Н., Уздеников В.В. Монеты России и СССР. М., 1978 г.

[2] Спасский И.Г. Русская монетная система. Историко-нумизматический очерк. / Изд. 4-е, дополненное. - I.: «АВРОРА», 1970. С. 205.

[3] Щелоков А.А. Увлекательная нумизматика. М., 2007. С. 60.

Фото 1
Фото 2


Нумизматическая коллекция В.И. Склабинского

В апреле 2015 г. в фонды Астраханского музея-заповедника поступила большая коллекция предметов, связанная с именем Вячеслава Ивановича Склабинского – редактора газеты «Астраханский листок», гласного городской думы, а, впоследствии, и председателя комиссии по управлению библиотекой И.А. Репина. Среди прочего были копии известных медалей памяти Персидской и Турецкой войн 1826 – 1829 гг., выполненные методом гальванопластики. Этот метод обеспечивает абсолютно точное воспроизведение формы оригинала.

Оригиналы медалей – работа известного российского медальера, графа Ф.П.Толстого. Федор Петрович родился 10 (21 февраля) 1783 г. и происходил из знатного рода. По обычаям того времени он с раннего детства был определен на военную службу в Преображенский полк – его ждала прекрасная карьера. Но как только в 1804 г. он вышел в отставку и принял решение всецело посвятить себя искусству – семья отказалась помогать ему материально. В 1806 г. он начал работу в Эрмитаже. Три года спустя Федор Петрович представил императрицам Марии Федоровне и Елизавете Алексеевне несколько восковых барельефов, за что был удостоен царского подарка. Началась стремительная карьера. В 1810 г. Ф.П. Толстой был определен медальером на Монетный двор Санкт-Петербурга, где проработал почти двадцать лет. Но вся его жизнь была тесно связана с Академией художеств. В 1828 г. Ф.П. Толстой становится вице-президентом, тремя годами раньше преподавателем ее медальерного класса. С начала 1830-х гг. художник оставляет резьбу на стали, доверяя исполнение медальных штемпелей по своим лепкам и рисункам младшим коллегам - П. Уткину, А. Лялину, А. Клепикову, Н. Козину.

Его ранние работы отмечены чертами особой утонченности. Самая известная серия Ф.П. Толстого – медали, посвященные Отечественной войне 1812 г. Выполнены они в господствующем в то время классическом стиле: здесь переплелись древнерусские воины и античные сюжеты.

Не менее интересной представляется серии медалей «Русско-персидская война 1826 – 1828 гг.» и «Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг.». Император Николай I обратился к Ф.П. Толстому с заказом на изготовление медалей. Считая себя «покровителем искусств», император лично определил темы медалей и контролировал весь ход работы над ними. Заказной характер этой серии не мог не отразиться на ее художественном уровне. В ней значительно большее место, чем в медальонах Отечественной войны, занимают сцены торжества, побед, триумфа русских воинов. Преобладающим мотивом в медалях становится спокойно стоящая или сидящая фигура русского воина победителя.

В коллекции «Русско-персидская война 1826 – 1828 гг.» и «Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг.» вошли 12 медалей. В фонды Астраханского музея-заповедника поступили следующие медали из этой коллекции:

«Сражение под Елисаветполем. 1826»

«Занятие Тавриза. 1827»

«Сражение под Ахалцыхом и штурм сей крепости. 1828»

«Занятие Арзерума. 1829»

«Взятие крепости Еривани. 1829»

Медаль «Сражение под Елисаветполем. 1826»

Реверс: русский воин, прикрываясь щитом с изображением двуглавого орла, готовится поразить мечом персидского всадника, упавшего вместе с конем на землю. Под всадником щит с изображением льва и солнца (символ перси), в поднятой руке ятаган, за ним виден труп пораженного врага. Вверху по кругу надпись: «СРАЖЕНIЕ ПОДЪ ЕЛИСАВЕТПОЛЕМЪ», ниже – в обрезе – «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА ФЕДОР. ТОЛСТАГО. РЕЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ. 1839 г.», внизу крупно «1826.»

Сражение под Елисаветполем (13 сентября 1826 г.) — главное сражение между русскими и персидскими войсками во время Русско-персидской войны (1826-1828) в 7-ми верстах от города Елисаветполя (ныне Гянджа) под командованием генерала И.Ф. Паскевича. Сражение переломило исход войны в пользу русских и является первой военной победой императора Николая I.

Медаль «Занятие Тавриза. 1827»

Реверс: справа два русских воина с копьями. У одного из них на щите изображен двуглавый орел, увенчанный императорской короной. Перед воинами в сопровождении персидского воина два старца в восточных одеждах, с наклоненными головами и сложенными на груди руками. На втором плане виден щит с изображением льва и солнца. На земле, у ног русского воина, разбросано вражеское оружие и лежит знамя. Вверху по кругу надпись: «ЗАНЯТIЕ ТАВРИЗА», ниже – в обрезе – «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА ФЕДОР. ТОЛСТАГО. РЕЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ. 1839 г.», внизу крупно «1827.»

13 октября 1827 г. русскими отряд Г.Е. Эристова взял персидский город Тавриз.

Медаль «Сражение под Ахалцыхом и штурм сей крепости. 1828»

Реверс: русский воин в шлеме и кольчуге, со щитом и поднятым в правой руке мечом, через труп турка подходит к крепости, на стенах которой видны обороняющиеся воины и развевающееся турецкое знамя. Слева видны убегающие из крепости турки, справа на земле – брошенные турецкие знамена, оружие и щит с изображением полумесяца и звезды. Вверху по кругу надпись: «СРАЖЕНIЕ ПОДЪ АХАЛЦЫХОМЪ И ШТУРМЪ СЕЙ КРЕПОСТИ», ниже – в обрезе – «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА ФЕДОР. ТОЛСТАГО. РЕЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ. 1839 г.», внизу крупно «1828.»

Ахалцихе – город на юге Грузии. В августе 1828 г. у стен Ахалцихе произошло сражение между русскими войсками под командованием генерала И.Ф. Паскевича (9 тыс. чел.) и 30-тысячной турецкой армией под общим командованием Киос-Магомет-паши. Турецкие войска были разбиты и отступили, после чего крепость была занята русскими войсками.

Медаль «Занятие Арзерума. 1829»

Реверс: русский воин в кольчуге, шлеме и панцире одной ногой стоит на поверженном неприятельском знамени. В опущенной правой руке его меч, а в левой руке – хоругвь с вензелем Николая I и надписью «А – ЗЕРУМЪ». На камне сидит двуглавый орел, раскинувший крылья. Над головами орла императорская корона, на груди щит с изображением святого Георгия Победоносца. Справа на земле разбросаны турецкие доспехи и оружие. Вверху по кругу надпись: «ЗАНЯТIЕ АРЗЕРУМА», ниже – в обрезе – «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА ФЕДОР. ТОЛСТАГО. РЕЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ. 1839 г.», внизу крупно «1829.».

Турецкая крепость Эрзерум была сдана 27 июня 1829 г. без боя.

Медаль «Взятие крепости Еривани. 1829»

Реверс: русский воин со щитом в левой руке и хоругвью с изображением Российского герба в правой стоит на развалинах военного укрепления. У его ног трупы защитников крепости, брошенные знамена, оружие и щит с изображением льва и солнца. Вверху по кругу надпись: «ВЗЯТIЕ КРЕПОСТИ ЕРИВАНИ», ниже – в обрезе – «СЪ МОДЕЛИ ГРАФА ФЕДОР. ТОЛСТАГО. РЕЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ. 1839 г.», внизу крупно «1829.».

Одним из последних актов Русско-персидской войны 1826 – 1828 гг. был захват Эривани. В результате длительной осады крепость была сдана русским. Освобождение Эривани от персидского владычества вызвало большой отклик в армянской общине, разбросанной на огромной территории. Простое население области было освобождено от жестокой системы персидского управления в Восточной Армении.

Несмотря на то, что коллекция медалей «Русско-персидская война 1826 – 1828 гг.» и «Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг.» носит официальный и заказной характер, все же это уникальная работа великого российского медальера Ф.П. Толстого. Копии его медалей изготавливали уже при жизни автора и распространяли по всем уголкам страны. Как они попали в семью редактора газеты В.И. Склабинского пока остается загадкой.

Автор: Е.П. Казакова 


Медали с портретами русских князей и царей в фондах музея-заповедника

В коллекции музея хранятся 26 медалей, относящихся к так называемой «портретной» серии; всего было отчеканено 64 медали и серия занимает значительное место среди памятников медальерного искусства России второй половины XVIII века.

Идея создания обширной исторической серии медалей, посвящённых правителям Древней Руси и монархам России, принадлежат Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765 гг.ж.). В 1760 году в Санкт-Петербурге был опубликован «Краткий российский летописец с родословием», написанный Андреем Ивановичем Богдановым (1692-1766 гг.ж.) и М.В. Ломоносовым. Портретная серия медалей должна была демонстрировать основную идею «Летописца» о преимуществе для России самодержавного правления, в котором М.В. Ломоносов видел залог «блаженства и благосостояния Отечества».

В 1768 году директором Петербургского монетного двора Андреем Андреевичем Нартовым (1735-1813 гг.ж.) на рассмотрение императрицы Екатерины II (1762-1796) был представлен проект создания медалей с изображениями российских великих князей и царей от Рюрика до Петра I. Известен интерес Екатерины II к русской истории и к медалям, выпуск которых рассматривался ею как важное идеологическое мероприятие. Проект был высочайше одобрен, дано распоряжение вырезать штемпели медалей с находившихся в Академии художеств печатей с портретами князей и царей, изготовленных из зелёной яшмы нюрнбергским камнерезом Иоганном Кристофером Доршем (1676-1732 гг.ж.) в 1720-х годах. Изображения на печатях носят условный характер и взяты из «Титулярника» («Большая титулярная книга или Корень российских государей», рукопись с илл., 1672 года.).

Таким образом, на основе значительно расширенной серии резных камней И.К. Дорша в соединении с цитатами из текста «Краткого российского летописца» родилась портретная серия, состоящая первоначально из 50 сюжетов и продолженная позднее вплоть до  Александра III.

Работа по изготовлению штемпелей медалей была поручена Иоганну Георгу Вехтеру (1726-1800 гг.ж.), немецкому медальеру, родившемуся в Гейдельберге, с 1762 года работавшему в России, на Петербургском монетном дворе.    

Один медальер мог изготовить в год 6-8 штемпелей, а в серию должно было войти 50 медалей, следовательно, для одного мастера объем был слишком велик и к работе над медалями были привлечены И.Б. Гасс, позднее Г.Х. Вехтер, С.Ю. Юдин, Т.И. Иванов и др.

На медалях, хранящихся в коллекции музея, стоят клейма Иоганна Георга Вехтера, Георга Христиана Вехтера (1729-1789 гг.ж.), в России с ≈ 1771 года, Иоганна Балтазара Гасса (1730-1813 гг.ж.), на Петербургском монетном дворе с ≈ 1768 года, Василия Климова (?-1782г.) на ПМД с 1736 года, Самойло Юдича Юдина (1730-1800 гг.ж.), на ПМД с 1741года, с 1762 года – главный медальер, Романа Ганнемана (1819-1867 гг.ж.).

Многие медали не имеют клейм, но даже по имеющимся видно, что изношенные штемпеля возобновлялись медальерами последующих поколений. Срок действия штемпеля всего 10-15 лет. Медали данной серии предназначались в качестве наглядного пособия для изучения российской истории в учебных заведениях, поэтому воспроизводились в больших количествах. Даже наличие авторских клейм не даёт основания полагать, что медали были изготовлены в XVIII веке, а не позднее.

На лицевой стороне каждой медали диаметром 34 мм. помещён портрет князя или царя в окружении легенды с именем и титулом. Оборотная сторона занята краткой надписью-характеристикой основных событий жизни и правления, внизу проставлен порядковый номер медали в серии. Порядок перечисления правителей, сжатые жизнеописания и даты взяты из «Краткого российского летописца».

Медаль № 1 с портретом Рюрика. На лицевой стороне изображение князя в доспехах, на голове шлем с плюмажем, в руке клевец. Надпись: «Великiй Князь Рюрик». На оборотной стороне текст: «Призванъ изъ Варгъ начал княжить въ г. Новъгородъ съ 862 года. Владелъ 17 лет».

Медали с № 2 по № 20 посвящены Великому княжению Киевскому. Начинается с князя Олега, родственника Рюрика, нередко считающегося основателем Древнерусского государства, объединившим два главных центра восточных славян: Новгород и Киев, ставший столицей с 882 года. На медали надписи: «Великий князь Олег, сродник Рюриков. Княжил в малолетство сына Рюрикова Игоря 879 года. Владел 34 года». 879 г. – год смерти Рюрика, Олег становится регентом Игоря, умер в 912 году от укуса змеи. Изображен в доспехах, поверх которых мантия.

Медаль № 3 «Великий князь Игорь»; надпись на оборотной стороне: «Принял княжение по смерти Олеговой 913 года. Владел 32 года. От роду 68 лет» Изображен в чешуйчатом панцире, шлеме с плюмажем, в руках меч и копьё.

Игорь, сын Рюрика (ок. 878-945 гг.ж.), стал великим князем Киевским в 912 году, в возрасте 34 лет. В летописях записан его поход на Царьград в 941-944 гг., когда русский флот погиб от «греческого огня». В 945 году убит древлянами за попытку повторно собрать дань.

Жестоко отомстившей за смерть Игоря – супруге его Ольге посвящена медаль № 4. «Великая княгиня Ольга Святая супруга Игорева». Изображена с четырехконечным крестом в левой руке, в короне и богатом одеянии. Поясняющая надпись: «В малолетстве сына своего Святослава владела Россиею. Начала княжить 945 г. В Царьграде приняла христианскую греческую веру. Владела 18 лет. Жила близ 80 лет». Ольга (ок. 890-969 гг.ж.) мудро управляла страной и в годы малолетства сына и значительное время после, так как Святослав почти всю жизнь провёл в походах. Она навела порядок с получением дани, установила погосты – центры торговли, обмена, сбора дани.

О Великом князе Святославе (медаль № 5) сказано кратко: «Вёл кровавые войны на Дунае 964 года. Жил 40 лет». Действительно, почти всю жизнь князь провёл в походах, в 964 – 966 гг. освободил вятичей от власти хазар и подчинил их власти Киева, затем разгромил Хазарский каганат и разрушил его столицу – Итиль. Святослав первым ввёл обычай давать сыновьям уделы, дробя Русскую землю на мелкие княжества, что явилось причиной многих бедствий страны в дальнейшем.

На медали под номером 6 изображён Ярополк I Святославич, великий князь Киевский в 972 – 980 гг., старший сын Святослава. Изображён в доспехах, поверх которых отороченная мехом одежда. Надписи: «Великий князь Ярополк Святославич. Начал княжить в Киеве после смерти отеческой 973 года. Владел 9 лет». За короткой записью – братоубийство, вражда, предательство. 

На медали № 7 – Владимир I Святославич Святой (ок. 960-1015 гг.ж.), Великий князь киевский в 980 – 1015 гг. Изображён в короне и богатом одеянии с горностаевой шалью, со скипетром и державой. Надпись на оборотной стороне «Самодержавствовал по смерти братей своих въ России 981 года. Утвердил христианство во всей державе. Владел 35 лет». Годы правления Владимира были временем расцвета Древней Руси, принятие христианства способствовало объединению русских земель и подъему культуры. Следуя примеру предков, князь разделил государство на области и дал удел своим сыновьям, а их было 12. После смерти великого князя между его сыновьями разгорелась междоусобная вражда.

Медаль под номером 8 посвящена Святополку (ок. 980-1019 гг.ж.), названному Окаянным за убийство сыновей Владимира Бориса, Глеба и Святослава. В музее этой медали нет.

Медаль № 9: Ярослав I Владимирович Мудрый (ок. 978-1054 гг.ж.). На лицевой стороне погрудное изображение князя, в богатой одежде, с непокрытой головой, на груди крест, у правого плеч скипетр. Надпись: «Великий князь Ярослав Владимирович». На обороте: «Сел на княжение киевское по жестоком сражении с братом своим Мстиславом 1016 года. Владел 38 лет. Жил 76 лет». Ярослав считается выдающимся государственным деятелем древней Руси: вернул города, захваченные Польшей; разгромил печенегов в 1036 году, обезопасив южные границы Руси; совершил удачные походы на Чудь (Эстония) и Литву. При Ярославе создана «Русская правда», свод законов страны. С помощью династических браков породнился с правящими домами Европы. Но перед смертью разделил страну между сыновьями, вновь раздробив страну на удельные княжества. Осуждая это решение, Н.М. Карамзин писал: «Древняя Россия погребла с Ярославом своё могущество и благоденствие».

Отсутствуют в коллекции музе медали № 10-13, посвящённые Изяславу I Ярославичу (1024-1078 гг.ж.), Святославу II Ярославичу (1027-1076 гг.ж.), Всеволоду I Ярославичу (1030-1093 гг.ж.).

Далее следует медаль № 14: «Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах», ставший великим князем Киевским в 1113 г., т.е. прошло около шестидесяти лет беспрерывных раздоров. Владимир II, помогая отцу защищать русскую землю, совершил 83 воинских похода. Великим князем стал в возрасте ок. 60 лет, скончался на 73 году от рождения, «славный победали за землю русскую и благими нравами». Князь оставил потомкам «Поучение», написанное им самим, в котором наставлял сыновей в христианской добродетели и воинской доблести. Прозвище «Мономах» получил благодаря матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Надпись на оборотной стороне медали: «По общему всех прошению сел на Великое княжение Киевское 1114 года. Венчан царём и самодержцем Всероссийским. Владел 11 лет. Жил 72 года». Годы жизни князя 1053 – 1125 гг.

Медаль № 15 (отсутствует) посвящена Мстиславу I Владимировичу (1076-1132 гг.ж.). Годы правления 1125 – 1139 князя считаются в истории последними годами существования единого могущественного государства восточных славян – Киевской Руси.

На медали № 16 изображён брат Мстислава I – Ярополк II, великий князь Киевский в 1132 – 1139 гг. Надпись: «По смерти брата своего сел на престоле Киевском 1132 г. Разорил Польшу и самого короля победил под Галичем. Владел 8 лет». Смелый воин, способный полководец, но слабый политик. При нём Киевская Русь как единое государство распалось.   Ярополк II уступил власть Всеволоду II Ольговичу, великому князю Киевскому в 1139 – 1146 гг. Надписи на медали № 18: «Великий князь Всеволод Ольгович, внук Святослава Ярославича». «На великом княжении утвердился 1138 г. Собирая войско на князя Галицкого, преставился. Владел 8 лет».

Затем Киевский престол переходит к сыну Мстислава I – Изяславу II (1097-1154 гг.ж., 1146-1154 гг.прав.), а в 1155 году Великим князем Киевским становится Юрий Владимирович Долгорукий (1090-1157 гг.ж.), шестой сын Владимира Мономаха. На реверсе медали № 20 надпись: «По многих смятениях сел на великое княжение Киевское 1155 года. Москву основал управляя мирно. Владел 3 года». Юрий Долгорукий – последний великий Киевский князь, занявший престол с третьей попытки. В летописях он остался как основатель городов северо-восточной части Руси: Москвы, Переяславль-Залесского, Юрьев-Подольского, Дмитрова, Звенигорода.

После смерти Юрия Долгорукого борьба князей за великий престол продолжилась. В течение 10 лет право на престол оспаривали Черниговский князь Изяслав Давыдович и внук Владимира Мономаха, Смоленский князь Ростислав Мстиславович. Каждый из них успел за это время дважды покняжить в Киеве. Далеко идущие планы были и у правителя Ростово-Суздальской земли Андрея Юрьевича Боголюбского. Он мечтал подчинить Киев Владимиру – новой столице северо-восточной Руси. В 1169 году Андрей с дружинами одиннадцати князей двинулся на Киев. Город был разграблен, киевская область опустошена. Поход на Киев походил на нашествие неприятеля. Покидая Киев, Андрей взял с собой знаменитую икону Богоматери Пирогощей и основал город Боголюбово в 11 верстах от Владимира-Залесского, там, где остановился конь, везший икону.

Второму сыну Юрия Долгорукого – Андрею I Юрьевичу Боголюбскому Святому (1111-1174/75 гг.ж.) посвящена медаль под номером 21. Князь изображён в чешуйчатом панцире, поверх которого мантия. Надпись на реверсе: «Начал княжить 1158 г. Основал престол Великого княжества во Владимире. Победил Болгар Волжских. Владел 17 лет».       

Стал первым Великим князем Владимирским. В период правления Андрея Боголюбского (1155-1175) Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшем на Руси, а в последствии стало ядром современного Российского государства. Убит во время заговора бояр, канонизирован («Благоверный»).

«Медалическая» история Руси продолжается Великим княжеством Владимирским: медаль № 22 – Великий князь Всеволод III Юрьевич Большое гнездо (1154-1212 гг.ж.) правил в 1176 – 1212 гг.

Медаль № 25 – Великий князь Ярослав III Ярославич Тверской (1230-1272 гг.ж.) правил в 1264 – 1272 гг., медаль № 30 – Андрей Александрович Городецкий (1254 – 1304 гг.ж.) правил в 1281 – 1283, 1294 – 1304 гг.

Возвышение Москвы отражено в медалях № 31 «Великий князь Даниил Александрович» (1261-1303 гг.ж.). Надпись на реверсе: «Начал княжить 1296 года. Московским великим князем именовался первый. Постригшись, преставился. Жил 42 года». Медаль № 32 – Великий князь Михаил Ярославич Тверской (1271-1318 гг.ж.) правил в 1304 – 1318 гг. – противоборства Москвы и Твери.

Медаль № 34 – Великий князь Александр II Михайлович Тверской (1301-1339 гг.ж.) правил, великий князь Владимирский в 1326 – 1327, был казнён в Орде.

Медаль № 35 – Иоанн I Данилович Калита (1304-1341 гг.ж.) правил в 1328 – 1341 гг. В его правление Москва стала политическим центром всея Руси.

Медаль № 36 – Семеон Иванович Гордый. Московский и Великий князь Владимирский в 1340 – 1353 гг. (1316-1353 гг.ж.). При нём династия московских правителей стала претендовать на политическое лидерство среди Рюриковичей.

Медаль № 37 – Иоанн II Иоаннович Красный (1326-1359 гг.ж.) правил в 1353 – 1359 гг.

История Руси в XIII – XIV вв. – это история не только княжеских междоусобиц, возвышения Московского княжества, борьба с литовцами, шведами, немцами, это, прежде всего, монголо-татарское господство, формально длившееся 240 лет (1240-1480 гг.).

В коллекции музея отсутствуют медали под номерами 38 – 41, а медаль № 42 посвящена Иоанну III Васильевичу Великому (1440-1505 гг.ж.) правил в 1462 – 1505 гг. На реверсе медали надпись «Сел на великое княжение 1462 г. Завоевал Казань, истребил власть ордынскую. Владел 43 года. Жил 66 лет и 9 месяцев». Изображён в доспехах. Иоанн III – «Великий князь Московский и всея Руси» – выдающейся государственный деятель, воин, дипломат объединитель земель русских. В 1467 – 1469 гг. предпринял походы на Казань, значительно ослабив её. В 1476 году прекратил уплату дани Золотой Орде, 1480 год «после стояния на реке Угре» считается годом падения ордынского ига. После женитьбы на Софьи Палеолог в 1472 году принял герб Византийской империи – двуглавого орла, ставшего государственным символом Руси.

Медаль № 43 посвящена Василию III Иоанновичу (1479-1533 гг.ж.), сыну Иоанна III и Софьи Палеолог, правил в 1505 – 1555 гг., продолжавшему политику отца. Надпись на реверсе медали: «Взошел на престол великого княжения Всероссийского 1505 г. Первый начал писаться царём и самодержцем Всероссийским. Владел 28 лет. Жил 55 лет и 8 месяцев».

На последней, имеющейся в музее медали серии, изображён Иоанн IV Васильевич Грозный (1530-1584 гг.ж.) правил в 1533 – 1584. На аверсе изображение царя и надпись: «Царь Великий князь Иоанн Васильевич Всея Руси», на реверсе надпись: «Начал царствовать 1533 г. Во время его владения взяты царства Астраханское и Сибирское. Владел 50 лет. Жил 54 года».  Иван IV впервые был «венчан на царство». При нём сформировалась структура государственного управления (Земской собор, Боярская дума, приказы). Основная задача внешней политики: выход в открытое море. С этой целью присоединены Казань (1552 г.), Башкирия (1552-1557 гг.), Кабарда на северном Кавказе (1555 г.), Астрахань (1556 г.). Войны за выход к Балтике успеха не принесли. В хозяйственном отношении русское государство было разорено, резко уменьшилось количество трудоспособного населения.

Дальнейшие медали серии (№ 45-48) посвящены Федору Иоанновичу (1553-1598 гг.ж.), последнему представителю династии Рюриковичей, правившей семь веков; представителям смутного времени: Борису Годунову (1552-1605 гг. правл.), Фёдору Борисовичу Годунову (1589-1605 гг.правл.), Василию Ивановичу Шуйскому (1606-1610 гг.правл.) и династии Романовых от Михаила Фёдоровича (1596-1645 гг.ж., 1613-1645 гг.правл.) до Александра III (1845-1894 гг.ж., 1881-1894 гг.правл.).

Серия медалей с портретами русских князей и царей заняла особое место в системе российской государственной идеологии как своеобразный опыт развёрнутой исторической ретроспекции.

В музей медали поступили в 1968 году; они были приобретены у астраханца Кузнецова Аркадия Ильича (акт № 985 от 24.04.1968 г.) и заинвентаризированы под номерами АМЗ КП 13593 – 13619.

Фото


Список литературы:

М.Н. Карамзин. История государства Российского. М., «Эксмо-Пресс». 2002 г.

Н.А. Полевой. История русского народа. М., «Вече». 2006 г.

Е.С. Щукина. Два века русской медали. М., «Терра». 2002 г.

Автор: Н.М. Полежаева


Значок «Турист СССР»

Значок «Турист СССР» является достаточно редким. Связано это с тем, что значок этот выдавался только членам Общества Пролетарского туризма и экскурсий. Для получения значка необходимо было:

  • сдать нормы на значок ГТО;
  • совершить туристическое путешествие в течении шести и более суток;
  • уметь читать и ориентироваться по карте, по компасу, солнцу, звездам;
  • уметь установить палатку и разбить лагерь, разжечь костер, приготовить на нем пищу;
  • знать правильный режим движения, отдыха, питания и питья;
  • знать свой родной край;
  • иметь элементарные знания по географии и геологии.

В период существования Общества пролетарского туризма и экскурсий дело это не было доведено до конца, и новое положение о значке разработали лишь четыре года спустя в Туристско-экскурсионном управлении ВЦСПС. По положению от 17 марта 1939 г. значок могли выдавать всем гражданам СССР, достигшим 18-летнего возраста, имеющим двухлетний туристический стаж и прошедшим не менее 2-3 путешествий. Свое путешествие необходимо было зарегистрировать, затем, после прохождения маршрута оформлялся отчет. На основании отчета туристу присваивался разряд. Затем выдавали значок и удостоверение к нему. В журнале «На суше и на море», №5 1939 г., была опубликована программа требований и норм к туристам. Программа включала в себя все те же пункты, о которых говорилось выше. Добавлены лишь были дополнительные знания по ботанике, зоологии и метеорологии.

Кроме того, необходимо было определиться с видом туризма. Например, туристы-водники должны были знать основные препятствия, встречающиеся на реках, их характеристику и способы преодоления; устройство судов; плавание. Туристы-пешеходы должны были быть знакомы со снаряжением, техникой передвижения, организацией и режим путешествия. Туристы-велосипедисты обязаны были знать классификацию дорог, устройство велосипеда, технику езды на нем. Туристы-лыжники – снаряжение, технику передвижения. Все без исключения категории туристов в обязательном порядке должны были знать технику спасательных работ по своему направлению.

26 марта 1939 г. Всесоюзным комитетом по делам физкультуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР был утвержден значок «Турист СССР».

Первые значки вручили уже в июне 1939 г. 36-ти туристам на пятом слете московских туристов на Боровском кургане.

Соответственно, для каждой категории туристов, значок имел свой собственный вид. На оборотной стороне значка туриста-пешехода не было никаких отличительных надписей. На обороте значка туриста-водника – изображение паруса; туриста-велосипедиста – изображение велосипеда; туриста-лыжника – изображение лыжни.

В коллекции Астраханского музея-заповедника хранятся три значка «Турист СССР», два из которых не именные. Все значки относятся к категории турист-пешеход.

Фото 1
Фото 2
Фото 3

Автор: Е.П. Казакова


Коронационная медаль Екатерины II

1762 год.

Вступление.

Медаль – это монетообразный памятный знак с изображениями и надписями, соответствующими поводу чеканки. Предшественниками медали считаются античные монеты и медальоны, у которых была воспринята форма и система расположения надписей и изображений.

В Европе медальерное искусство начинает развиваться в конце 14 – начале 15 веков. До 17 века медали делались в технике литья, допускавшей только малый тираж одинаковых произведений. В 17 веке происходит переход к технике чеканки, которая позволяла изготавливать значительно большее количество экземпляров.

Истоки русского медальерного искусства относятся к расцвету Киевской Руси в 10 веке. Становление медали связано с именем Петра I, который сознавал историческую ценность медали и, главное, ее роль в пропаганде новых идей. В это же время сложись основные направления русского медальерного искусства: наградная медаль, медаль на конкретное событие (памятная), мемориальная медаль и медаль, посвященная историческим событиям.

История коронационной медали.

Право выпуска медалей в 18 веке принадлежало в России верховной власти и интерес Екатерины II к тому, что превозносило ее добродетели и заслуги перед державой, было существенным стимулом развития медальерного искусства.

Восшествие Екатерины II на престол сопровождалось пышными празднествами и выпуском ряда медалей.

Медаль «В память коронации Екатерины II» выпущена в 1762 году.

На лицевой стороне помещен портрет императрицы в короне и мантии с государственным гербом. Силуэт Екатерины четко очерчен на плоскости медали, тщательно воспроизведены аксессуары костюма и прически. И хотя портрет выполнен в суховатой документальной манере, он передает состояние напряженности и серьезной сосредоточенности Екатерины. По кругу надпись: «Б.М. ЕКАТЕРИНА II IМПЕРАТ И САМОДЕРЖ. ВСЕРОС» (Божьей милостью Екатерина II императрица и самодержица Всероссийская). Внизу подпись мастера «ТIF» - Тимофей Иванов исполнил.

Оборотная сторона медали, несмотря на обилие фигур, очень статична, имеет много мелких деталей и нуждается в объяснении. В «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева (кн. XIII, т.25, глава 2) приводится подробное описание медали с разъяснением заложенного в ней смысла: «Православие и Российское Отечество, спасенные геройским духом ея и величества от угрожавших им бедствий, радостно возносят украшенный дубовыми листьями щит с именем ее величества, на который провидение Божие императорскую корону налагает, перед ним стоит курящийся жертвенник с изображением знаков духовного, военного и гражданского чина, на который Рос. Отечество сыплет фимиам во изъявление всенародных молитв и усердных желаний о долгоденствии и благополучном государствовании вседражайшия их монархини и избавительницы, с подписями: вверху: «За спасение веры и отечества», внизу: «Коронована в Москве, сентября 22 дня 1762 года».

Можно добавить только, что внизу подпись мастера; «С.Ю.» – Самойла Юдин, что у ног Рос. Отечества лежит щит с гос. гербом, что далеко не все медали нуждались в таком подробном истолковании, а для понимания надписи «За спасение веры и отечества» следует вернуться к краткому периоду правления Петра III (26.12.1761-28.06.1762).

Петр III был лютеранин по крещению, в 1742 году перешел в православие, но открыто выражал свое презрение к православной церкви и ее обрядам, что вызывало возмущение подданных и недоумение иностранных послов. Начатая Петром III церковная реформа вызвала панику среди духовенства. Его абсолютная преданность прусскому королю Фридриху II привела к резкому изменению внешней политики: в апреле 1762 года был подписан мир с Пруссией, спасшей последнюю от неминуемого поражения. В гвардии и армии такой мир называли позорным. Попытка Петра III навести порядок в гвардии, которую он сравнивал с войском турецких янычар, привела к дворцовому перевороту 28 июня 1762 года.

В Манифесте по случаю коронации Екатерины II от 7 июля 1762 года подчеркивалось, что перемена на престоле произведена была для избавления отечества от опасностей прежнего царствования, от потрясений православной веры, уничтожения русской славы и чести.

Запечатлеть эту мысль надлежало и в медали по случаю коронации. Эта медаль дала повод императрице задуматься о важной роли медальерного искусства в формировании официальной идеологии.

Источник поступления: медаль получена от курсанта Астраханского речного училища Валерия Борисовича Арунова в 1972г. (акт № 1824 от 16.11.1972г.). Найдена во Владимирском (Ахтубинском) районе при закладке фундамента дома.

Литература: Е.С. Щукина. Два века русской медали. М., «Терра», 2000.

автор Н.М. Полежаева

Фото: А. Полежаев


Должностные знаки в коллекции Астраханского музея-заповедника

Должностные знаки присваивались некоторым должностям и званиям, которые по характеру своему близко соприкасаются с понятием о должности. Впервые такой знак присвоен был должности мировых посредников в 1861 г.

Реформы 60-х гг. послужили основным поводом для создания в России всеохватывающей системы должностных знаков. Ранее страна не имела должностей, которые не располагали бы соответствующей форменной одеждой. Реформы середины 19 в. вызвали к жизни множество выборных постов, держатели которых должны были постоянно контактировать с людьми, судить их, поощрять или наказывать. А в России для того, чтобы выполнять такую работу, надо было иметь формальный признак права на должность.

Должностной знак в России носили на одежде во время выполнения его владельцем служебных обязанностей. Как правило, должностной знак нёс на себе разъяснительную надпись — название должности. Помимо этого должностной знак дополнял собой или заменял форменный костюм.

На сегодняшний день нет комплексного исследования этого богатейшего исторического материала.

В фондах Астраханского музея-заповедника хранится небольшая коллекция должностных знаков:

  • Знак «Мировой судья»;
  • Знак «Мировой посредник»;
  • Знак «Городской голова»;
  • Знак «Волостной судья»;
  • Знак «Земской начальник»;
  • Знак «Сельский староста»;
  • Знак «Судебный пристав»;
  • Знак «Почетный судья Астраханского казачьего войска»;
  • Знак «Станичный судья Городо-форпостинской станицы 1891 г.»;
  • Знак «Хатонный староста»;
  • Знак «Аймачный старшина».

Знак «Мировой судья»

Знак «Мировой судья» был учреждён 31 декабря 1865 г. императором Александром II. Учреждению знака предшествовала судебная реформа 20 ноября 1864 г., важным нововведением которой стало создание института мировых судей. Мировые суды предназначались для разбора мелких текущих дел. Будучи судами средней инстанции, мировые суды подчинялись не высоким инстанциям, а съезду мировых судей, где и можно было обжаловать решение мирового судьи.

Съезд мировых судей собирался в мировом округе, который охватывал уезд вместе с находившимися в нём городами. Округ делился на мировые участки, в каждом из которых избирался участковый мировой судья.

В мировые судьи избирались местные жители не моложе 25 лет с высшим или средним образованием, прослужившие не менее 3 лет в должностях, при исполнении которых можно приобрести практические навыки в судебной деятельности. Для мировых судей устанавливался также имущественный и земельный цензы: владение землей либо другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тысяч рублей. У горожан такой ценз зависел от статуса города - в столицах не менее 6 тыс. рублей, а в других городах - не менее 3 тыс. рублей.

Мировых судей избирали не открытым голосованием, а на уездных земских собраниях, а списки избранных в мировые судьи отсылались в Сенат, где и давали соответствующее одобрение.

Участковые мировые судьи получали от государства жалованье, впрочем, те, кто считал для себя неприличным брать деньги за исправление такой должности, удостаивались звания «почетный» мировой судья.

В фондах музея-заповедника находится несколько знаков «Мировой судья». Они стандартны по форме и размерам. На лицевой стороне в центре - изображение государственного герба (двуглавого орла). По окружности надпись: "МИРОВОЙ/1864/СУДЬЯ/20 НОЯБРЯ". Оборотная сторона - гладкая. Знак подвешен на бронзовой позолоченной цепи из крупных плоских колец.

Фото

Автор Е.П. Казакова


Орден Святого Георгия Победоносца

26 ноября (7декабря) 1769 г. императрицей Екатериной II Великой был учрежден Орден Св. Георгия для награждения за отличие в военных подвигах. В статуте ордена было сказано: «Кто презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотвержения совершил отличный воинский подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу». Орден был разделён на 4 степени и получить его могли не только за военные заслуги, так как не у каждого была возможность проявить храбрость, но и за 25 лет полевой службы (в чине от обер-офицера) или 18 морских кампаний офицерами.

Всего ордена 1 степени удостоены 25 человек. Первым кавалером после Екатерины II стал в 1770 году граф П. А. Румянцев-Задунайский «за одержанную над неприятелем 21 июля 1770 года под Кагулом победу». Поскольку при вручении ордена высшей степени низшей степенью уже не награждали, то из 25 кавалеров 1-й степени только четыре человека стали полными кавалерами ордена Св. Георгия (награждёнными всеми 4-мя степенями): генерал-фельдмаршал светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский; генерал-фельдмаршал князь Михаил Богданович Барклай-де-Толли; генерал-фельдмаршал светлейший князь Иван Фёдорович Варшавский, граф Паскевич-Эриванский; генерал-фельдмаршал граф Иван Иванович Дибич-Забалканский.

В 1807 году был введен Знак отличия Военного ордена святого Георгия для нижних чинов. С 1913 года он официально стал называться Георгиевским крестом. С появлением нового статута ордена святого Георгия, наградное оружие получило название Георгиевского оружия. Маленький эмалевый крест ордена святого Георгия стал помещаться на эфесе такого оружия. Георгиевским оружием с бриллиантами награждались высшие военачальники.

Хотя формально по старшинству орден Св. Георгия 1-й степени стоял ниже высшего ордена Андрея Первозванного, полководцы ценили его выше всякой другой награды. Из письма великого полководца А.В. Суворова дочери от 8 ноября 1789 года: «Получил знаки Св. Андрея тысяч в пятьдесят, да выше всего, голубушка, Первый класс Св. Георгия. Вот каков твой папенька. За доброе сердце, чуть, право, от радости не умер».

Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы, перейдя на некоторые ордена и медали Советского Союза и Российской Федерации.

Автор Н.В. Курьянова


Знак «Мировой посредник»

Мировой посредник – лицо, которое осуществляло непосредственный и постоянный надзор над крестьянскими общинами. Мировые посредники избирались из дворян, сроком на три года, к тому был имущественный ценз – наличие не менее 150-500 десятин земли. Затем списки мировых посредников представлялись губернатору и окончательно утверждались сенатом.

Мировой посредник ведал всеми делами общины – утверждал выбранных на сельских сходах старост и волостных старшин, а так же регламент проведения самих сходов. К тому же, ни одна сделка между помещиком и крестьянином не считалась действительной без заверения мировым посредником.

Всего было назначено 1714 мировых посредников, каждому из которых подчинялся мировой участок из нескольких волостей.

Мировые посредники уезда составляли мировой съезд — во главе с предводителем дворянства. Посредники были подотчетны Губернскому по крестьянским делам присутствию, во главе которого стоял губернатор, но обладали значительной самостоятельностью, а отрешить их от должности мог только суд.

В число мировых посредников, назначенных в 1861 г., действительно вошли многие либерально настроенные и образованные дворяне: Л.Н. Толстой, знаменитый хирург Н.И. Пирогов, бывший декабрист А.Е. Розен, петрашевец Н.А. Спешнев, известный славянофил Ю.Ф. Самарин и другие. Их беспристрастие и стремление оградить крестьян от злоупотреблений вызвали недовольство помещиков, которые жаловались на «узурпацию» своих прав. В 1874 г. обязанности мировых посредников были переданы уездным по крестьянским делам присутствиям, составленным из местных дворян и чиновников.

Знак «Мировой посредник», хранящийся в фондах ОГБУК Астраханский Государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник под инвентарным номером АМЗ КП 1132 Н 10582 круглый по форме, изготовленный из бронзы. На лицевой стороне размещено название должности и Российский герб, а на оборотной – дата реформы.

Фото

Автор Е.П. Казакова


Квадратные монеты

В фондах и экспозиции Астраханского музея-заповедника хранятся удивительные монеты – они представляют собой квадрат. Такие монеты, или медные платы, чеканились в 1725 – 1727 гг. вместо серебряных, и предпосылкой к началу их чеканки послужили реформы Петра I. Дело в том, что проводимые реформы требовали больших финансовых вложений, серебра в стране стало не хватать, и Петр начал искать альтернативу этому драгоценному металлу. В этот же период на Урале возросла добыча меди и образовался ее переизбыток. В 1724 г. Петр I отправил В.Н. Татищева в Швецию, для ознакомления с особенностями шведской денежной системы. И именно там Василий Никитич узнал о квадратных медных монетах, которые чеканились с XVII в. Номинал этих монет был приблизительно равен стоимости меди, ушедшей на их изготовление, поэтому такие медные деньги были полноценной денежной единицей. Кроме того, квадратные монеты не требовали высокой квалификации рабочих и наличия сложного оборудования для их изготовления, а так же их чеканка обходилась на порядок дешевле производства обычных монет.

Но Петр I не успел осуществить свою идею, и указ о чеканке медных квадратных монет был подписан в 1725 г. Екатериной I.

Российские квадратные монеты чеканились в виде медных плат, которые имели только одностороннее изображение. На лицевой стороне, в углах изображались двуглавые орлы с тремя коронами. Туловища орлов изображали в виде щита, в лапах они держали скипетр и державу. В центре пластины находился оттиск с номиналом монеты, годом чеканки и местом выпуска. С оборотной стороны монета была гладкой. Основная масса тиража была отпечатана в 1726 г. Самыми распространенными квадратными монетами были гривны. Выпускали монеты следующего достатка: рубль, гривна, пять копеек, копейка, полтина.

Но, полноценными деньгами квадратные монеты так и не стали, и уже в 1726 г. Екатерина I издала указ о прекращении выпуска медных плат и изъятию уже отчеканенных из оборота. Впоследствии, квадратные медные деньги отправляли на переплавку для производства монет 1730 г.

До наших дней таких квадратных монет сохранилось очень мало и практически все они считаются нумизматической редкостью. В Астраханском музее-заповеднике хранится семь квадратных монет, шесть из которых находятся в экспозиции.

Фото

Автор Е.П. Казакова


За службу и храбрость

Георгиевский крест, как высшая награда для низших чинов Российской армии, вручение которой производилось исключительно за личное мужество на поле боя, имеет более чем двухсотлетнюю историю. Однако, свое привычное название награда получила не сразу, а лишь в 1913 г. в связи с принятием нового Статута ордена Святого Георгия.

Знак отличия Военного ордена Святого Георгия впервые появляется в 1769 г., когда императрица Екатерина II учреждает особый орден для награждения генералов, адмиралов и офицеров за совершенные ими лично военные подвиги. Орден был назван в честь святого великомученика Георгия – покровителя воинов.

Идея учреждения именно солдатской награды была высказана в поданной 6 января 1807 г. Александру I записке, в которой доказывалась необходимость учреждения особой награды для солдат и низших офицерских чинов. В итоге, в 13 февраля 1807 г. вышел Высочайший Манифест, учредивший Знак Отличия Воинского Ордена, который, впоследствии станет именоваться Георгиевским крестом. В Манифесте оговаривались внешний вид награды – серебряный знак на георгиевской ленте, с изображением Георгия Победоносца в центре. Основание для награждения – приобретается в бою теми, кто проявил особую храбрость. Были в Манифесте оговорены и другие нюансы – льготы и материальные поощрения. Затем к льготам добавляется освобождение от всех телесных наказаний.

Первоначально, когда число награжденных было не велико, знаки отличия были безномерными, но в связи с увеличением числа награжденных и составлением списков кавалеров, появилась необходимость в их нумерации.

В 1833 г. был принят новый статут ордена Святого Георгия. Он включал в себя ряд нововведений. Останавливаться подробно на них мы не будем, затронем лишь одно – все солдаты и унтер-офицеры после третьего награждения, получавшие максимальную прибавку к жалованию, удостаивались право носить крест с бантом из Георгиевской ленты, что стало в определенном смысле предвестием будущего разделения на степени.

В 1844 г. были внесены изменения во внешний вид крестов вручаемых не христианам – на медальоне изображение святого Георгия заменили на герб России.

В марте 1856 г. награда была разделена на 4 степени. 1-я и 2-я степени изготавливались из золота, а 3-я и 4-я из серебра. Награждение степенями осуществлялось последовательно, от младшей степени к старшей, при этом для каждой степени вводилась своя собственная нумерация. К 1-й и 3-й степени присоединялся бант из Георгиевской ленты для визуального отличия.

В 1913 г. был принят новый статут Георгиевских наград. Именно с этого момента Знак Отличия Военного Ордена для награждения низших чинов стал официально называться Георгиевским крестом. Для каждой степени этой награды вводилась новая нумерация. Упразднялась особая награда для иноверцев – им стал вручаться знак обычного образца. А так же, Георгиевский крест мог вручаться посмертно.

За храбрость в боях Георгиевским крестом неоднократно награждались женщины. Даже дети, убежавшие на фронт из родительского дома, отличившееся в сражениях, становились Георгиевскими кавалерами.

В 1915 г. в связи с трудностями в войне знаки 1-й и 2-й степени стали делать из золота пониженной пробы. Содержание серебра в знаках 3-й и 4-й степени не изменилось. На золотых крестах, изготовленных из нового сплава, стали помещать особое клеймо – небольшой круглый знак на оборотной стороне на нижнем луче. В 1916 г. императором был утвержден указ «О замене золота и серебра, употребляемых при изготовлении медалей и орденских знаков, другими материалами». Вместо драгоценных металлов стали употреблять иные, лишь повторяющие цвет золота и серебра металлы. На новых Георгиевских крестах стали ставить дополнительные обозначения буквами «ЖМ» (желтый металл) и «БМ» (белый металл). Чеканка таких знаков началась лишь в феврале 1917 г.

Но революция и Гражданская война раскололи общества на два лагеря. Многие кавалеры Георгиевских крестов воевали в рядах Белых армий. Но были Георгиевские кавалеры и в Красной армии – некоторые из них позднее стали известными советскими военачальниками (Р. Малиновский, К. Рокоссовский, Г. Жуков, В. Чапаев, С. Буденный). Георгиевский крест советским правительство не был «узаконен», но никто не препятствовал его ношению. Затем, в апреле 1944 г. вышло постановление о том, чтобы прировнять Георгиевских кавалеров к кавалерам советского ордена Славы со всеми вытекающими из этого льготами.

В 1992 г. знак отличия «Георгиевский крест» был восстановлен в Российской Федерации.

В Астраханской музей-заповеднике в коллекции предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней хранятся 8 Георгиевских крестов, из них два III степени и шесть IV степени. У большинства орденов в актах поступления предметов не указана фамилия награжденного и история награждения. Многие ордена были результатом сборов сотрудников при пополнении фондов, один из них случайная находка при земляных работах во дворе. Георгиевский крест IV степени №157639 поступил от школьников школы №46 Распопова Ю. и Наумова В. в 1982 г., к которым он, в свою очередь, поступил в порядке обмена. Георгиевский крест IV степени №637253 поступил в музей в 1991 г. и хранился в семье сдатчика Батрина М.Ф., но фамилия награжденного и обстоятельства награждения не известны. Только одна награда имеет доподлинную историю - Георгиевский крест III степени (АМЗ КП 10435). Данный знак отличия поступил в Астраханский музей-заповедник в конце 1959 г. в ходе сборов в с. Старица Черноярского района сотрудниками музея. Данным орденом был награжден Чернов Афанасий Григорьевич в 1914 г. за взятие в плен «языка» (солдата противника) на Германском фронте под Перемышем. Именно за храбрость, проявленной в бою и захват противника Чернов А.Г. был удостоен этой наградой.

Фото

Авторы: Е.П. Казакова, Э.Р. Сейфетдинова


Медные шведские монеты XVIIXVIII вв.

В течение долгого времени расчетным средством в Швеции были медные деньги, однако этому предшествовало использование серебряных монет.

В 1522 г. при короле Швеции Густаве I Вазе впервые была осуществлена чеканка серебряной монеты эре. Монеты чеканились круглой формы в 1 и 2 эре, ромбической формы в 4, 8 и 16 эре и квадратной в 2, 4, 8, 12, 15 и 16 эре. В конце XVI в. основным платежным средством стал далер, который равнялся 32 эре. Качество серебряных эре постепенно ухудшалось (1604-1624 гг. 1 эре весил 1,62 г. и содержал всего 0,4 г. серебра), в то время как качество далера оставалось неизменным.

В 1624 г. по инициативе Густава II начинается чеканка медных монет достоинством 2, 1, ½ и ¼ эре. Это привело к установлению в Швеции сразу двух монетных стандартов: ранний, основанный на серебре, поздний – на меди. Двойной стандарт сильно усложнял жизнь как простых шведов, так и государства в целом. В 1776 г. король Густав III провёл реформу монетной системы, убрав медный стандарт и оставив серебряный риксдалер главной валютой Швеции. Были упразднены марки (которые перестали чеканиться за несколько лет до реформы), эре, ортуги и пеннинги, в свою очередь введён скиллинг (skilling, шиллинг) и рунстикен (runstycken, сугубо расчётная единица, в виде монет не чеканившаяся).

Чеканка медных монет в большом количестве позволяла реализовать переизбыток меди в государстве. В отдельно взятые годы тираж медных монет мог достигать 30 млн. экземпляров. В разное время монеты из меди чеканили в разных монетных дворах: в Нючепинге до 1636 г., в Сатере до 1642 г., в Авесте в 1644–1831 гг.

Медные эре XVII–XVIII вв. были довольно большими и тяжелыми монетами с простым рисунком. Самый распространенный тип медного эре в конце XVII в. имел диаметр около 46 мм. При чеканке монет использовалось изображения, которые можно было встретить в разное время как на аверсе, так и на реверсе. На аверсе часто фигурировали две перекрещенные стрелы с короной вверху, являющееся гербом провинции Даларна.

На монетах часто размещали герб Швеции. Интересна эволюция герба и государственной символики. Три короны, отчеканенные на монетах, символизировали единство скандинавских королевств, объединившихся в одно государство в 1397 г. – Кальмарскую унию. В 1523 году Кальмарская уния распалась. Взошедший на престол Густав Ваза принял тройной титул – “Король Шведов, Готов и Вендов”, в соответствии с этим значение трех корон было в очередной раз переосмыслено, а три короны можно было увидеть на монетах еще долгое время.

Став королем, Густав Ваза создал и новый династический герб, также имевший некоторое время место на монетах, в центре герба располагался сноп. В шведском языке родовое прозвище “Ваза” созвучно слову, обозначающему сноп, связку прутьев, пучок растений. Кроме династического герба Ваза, чеканился герб династии Фолькунгов (щит с тремя серебряными перевязями слева, поверх которых восстающий золотой коронованный лев) и герб Швеции, объединяющий гербы обеих династий.

Медные эре XVII–XVIII вв. отличались не только рисунком, но и качеством чеканки. В производстве использовали прокатные станки, матрицы в которых часто стирались из-за массового производства медных монет, что приводило к нечеткости и порой изменению рисунка, а также могли случаться сдвиги, т.е. отклонения от параллельности сторон матрицы.

Завоевательной политика Швеции в конце XVI – начале XVII вв. стала одним из факторов распространения медных монет на территории России. Шведские монеты на оккупированных территориях служили не только обменной валютой, позднее они становятся источником металла, предназначенного для переплавки.

В фонде Астраханского музея-заповедника хранится коллекция шведских монет. Особый интерес представляет клад шведских монеты, найденный рыбаками в 1975 г. в районе Чистой Банки на севере Каспия. Монеты находились россыпью в воде рядом с остовом деревянного судна. Период выпуска монет достоинством в 1 эре относится к 1627-1641 гг., что соответствует правлению шведских монархов Густава II Адольфа и его дочери Кристины.

В экспозиции Краеведческого музея Вы также сможете увидеть некоторые из шведских монет.

Автор: Е.П. Подкопаева


Бородовой знак

Российский император Петр I оставил большой след в истории не только благодаря таланту политического деятеля и реформатора, но также запомнился любовью к европейской моде. Одним из нововведений Петра I стало бритье бороды на европейский манер, утвержденное указом от 1698 г. Мужчины, не желающие брить бороды, обязывались платить налог, который мог составлять от 30 до 600 рублей в год, в зависимости от принадлежности к тому или иному сословию. С крестьян деньги в установленном размере не взымали, однако, они должны были при въезде в город каждый раз оплачивать «по копейке с бороды». С 1715 г. для всех стала действовать единая пошлина в размере 50 рулей с человека в год.

Бритье бород и ведение налога позволили не только приблизиться к европейской моде, но также способствовало пополнению казны. Для подтверждения оплаты пошлины, с 1699 г. выдавались специально отчеканенные «бородовые знаки». В 1705 г. на московском монетном дворе начинается массовый чекан «бородовых знаков», представляющих медный круг с изображением усов и бороды с надписью «ДЕНЬГИ ВЗѦТЫ» на одной стороне и двуглавым орлом и датой выпуска «АΨЕ ГОДУ», на другой. Год чекана знака легко расшифровать, т.к. каждая буква имеет цифровой эквивалент. Буква "А" (азъ) – первая буква азбуки и соответствует единице, а благодаря значку "҂", стоящему перед ней, значение увеличивается в тысячу раз. Буква "Ψ" (пси) соответствует числу 700, а шестая буква алфавита "Е" (с учетом того, что "Б" в азбуке не имела числового значения) обозначает 5. Вместе буквы обозначают 1705 г. от Рождества Христова.

Некоторые знаки имели надчекан, который означал, что пошлина была оплачена и за следующий год.

Отмена бородовой пошлины произошла только в 1772 г. по приказу Екатерины II.

В экспозиции Краеведческого музея представлен один из «бородовых знаков» 1705 г. с надчеканом под инвентарным номером АМЗ КП 6073/1.

Фото "Бородовой знак"

Автор: Е.П. Подкопаева