11.11.2016

Коллекция фотодокументов и филателистических материалов

Найден портрет фотографа К.В. Фекленко

Весной этого года в фондах музея был найден портрет фотографа из Черного Яра Кирилла Васильевича Фекленко. Это важное событие для всех, кто интересуется историей астраханской фотографии. Одновременно в музей поступила первая и пока единственная фотография мастера с авторской надписью - портрет А.С. Комиссарова.

К.В. Фекленко (1886 - 1965) – профессиональный фотограф из Петербурга. За участие в революционном движении был сослан в Черный Яр в самом начале ХХ века. Женился на местной жительнице. Несмотря на увечье (поколенное отсутствие левой ноги), возобновил занятие фотографией. В 1918 году все ссыльные уехали из мест лишения свободы, а Кирилл Фекленко остался. В начале своей деятельности фотографировал дома, а уже потом открыл фотоателье, в котором проработал до начала 1950-х гг. Стал известным фотографом не только в Черном Яру, но и далеко за его пределами. Детей у Кирилла Васильевича не было. После его смерти родственники переехали в Ахтубинск. Сохранилась могила фотографа.

Казалось бы, тема закрыта, но время рассудило по своему.

Вера Сергеевна Касьянова – старейший черноярский краевед, бывший сотрудник музея и автор книги «История села Черный Яр» решила найти и собрать в родном селе все, что связано с именем К.В. Фекленко. Она отыскала черноярцев, в семьях которых до сих пор бережно хранятся снимки мастера. Набралось около пятидесяти фотографий. Снимки скопировали. В музее села Черный Яр решили, на следующий год к своему 50-летнему юбилею, создать выставку, посвященную самому известному черноярскому фотографу Кириллу Васильевичу Фекленко.

Фото к статье

Автор: С.И. Нагайкина


Л.В. Целиковская

2016 год в России объявлен годом кино. В фонде «Фотографии» музея-заповедника хранятся снимки разных лет посвященные этой теме. Мы хотим показать вам эти фотографии. В силу разных причин они были неизвестны массовому зрителю, и вот мы приоткрываем завесу…

Целиковская Людмила Васильевна (1919 – 1992), народная артистка РСФСР. Родилась в Астрахани. В раннем детстве с семьей переехала в Москву. Окончила театральное училище имени Щукина. Стала актрисой театра имени Вахтангова. Работу в театре успешно совмещала со съемкой в кинофильмах. Улыбка Целиковской покорила весь мир. Наибольшую популярность получила в 1940-е гг. Снялась в кинофильмах «Антон Иванович сердится», «Близнецы», «Небесный тихоход», «Воздушный извозчик», «Сердца четырех», «Иван Грозный», «Попрыгунья» и др.

В музее хранится две коллекции фотографий Л.В. Целиковской. Первая поступила в музей в 1958 году от самой актрисы. В ней представлены снимки со сценами из спектаклей, кадры из кинофильмов, сцены встречи с боевыми летчиками, с польскими моряками.

Вторая поступила в музей в 1979 году от А.Л. Павловского, бывшего заведующего отделом культуры редакции газеты «Волга» и В.К. Кочеткова, заведующего Астраханским отделением Всероссийского театрального общества. В ней представлены снимки, на которых Людмила Васильевна в кругу семьи, на подмостках сцены перед выступлением. Представляем некоторые из них.

Фото к статье

Авторы: С.И. Нагайкина, Овсянкина А.Ю.


Л.Н. Свердлин

Свердлин Лев Наумович (1901 – 1069), народный артист СССР. Родился в Астрахани. В юности работал помощником киномеханика в кинотеатрах «Юнион» и «Модерн». Переехав в Москву, учился в театральном техникуме им. А.В.Луначарского, в Государственных театральных мастерских под руководством В.Э.Мейерхольда. Работал в театрах имени Е.Вахтангова и В.Маяковского.

В 1926 году дебютировал в кино. Сыграл более тридцати ролей в кино. Среди них фильмы «Волочаевские дни», «Жди меня», «Насреддин в Бухаре», «Олеко Дундич», «Повесть о настоящем человеке», «Разные судьбы», «Неуловимые мстители», «Первый троллейбус».

В 1968 г. Л.Н. Свердлин приезжал в Астрахань. В связи с 30-летием выхода на экраны фильма братьев Васильевых «Волочаевские дни» в кинотеатре «Октябрь» состоялась встреча со зрителями.

Фото к статье

Авторы: С.И. Нагайкина, Овсянкина А.Ю.


И.А. Любезнов

Любезнов Иван Александрович (1909 – 1988), народный артист СССР. Родился в Астрахани. В юности участвовал в художественной самодеятельности. В 1931 г. окончил ГИТИС. Актер Малого театра.

Успешно снимался в кино. Среди его работ роли в фильмах «Богатая невеста», «Встреча на Эльбе», «В шесть часов вечера после войны», «Коллеги» и др.

В 1958 г. спустя 30 лет после отъезда И.А.Любезнов посетил родной город. Он побывал на судоремонтном заводе имени Ленина, где работал его отец, а актера помнили еще мальчишкой, выступил перед рабочими. В музее хранятся фотографии с той памятной встречи.

Фото к статье

Авторы: С.И. Нагайкина, Овсянкина А.Ю. 


О Фонде «Фотографии» Астраханского музея-заповедника

В фонде «Фотографии» хранятся девять коллекций. Это фотографии (43 917), негативы (16 200), альбомы (260), открытки фотографические (3 800), бумажные денежные знаки (8 250), открытки художественные (900), почтовые конверты (340), почтовые марки (740). Всего 74 407 единиц хранения.

Коллекция «Фотографии»

Коллекцию «Фотографии», которая насчитывает почти 44 тысяч единиц хранения, можно разделить на три части: дореволюционные, фото 1920-1940 гг., послевоенные.

Формирование фонда «Фотографии» началось в последней четверти 19 века. Из канцелярии губернатора поступило несколько видовых снимков, на одном из которых было написано: «Фотографический снимок с идола, найденного во дворе индийского дома в Астрахани. Передать в музей по распоряжению генерал-губернатора М.Н.Газенкампфа. 21 февраля 1896 года». Из Петровского общества исследователей Астраханского края были переданы фотографии с видами города, губернии, рыбных и соляных промыслов, этнографические коллекции. Эти снимки и стали основой музейной коллекции фотографий.

Самая ранняя фотография в фонде датируется 1866 годом. На ней изображена семья Меланьи Дадашевой, дочери астраханского пароходчика А.Р. Яралова. Именно с нее ведет отсчет вся дореволюционная музейная фотографическая коллекция. В фонде хранится несколько больших собраний, интересных для исследовательской работы и публикаций. Среди них: астраханское казачество, учебные заведения г.Астрахани, епархиальные учебные заведения, курорт «Тинаки», борьба с чумой в Астраханской губернии, коллекция посвященная семье Калантаровых, старая Астрахань.

В 1920-30 гг. в музей поступают фотографии, посвященные установлению Советской власти в Астраханской губернии, экономической и политической жизни края.

После Великой Отечественной войны собрание пополняется материалами об участии астраханцев в войне и послевоенном строительстве.

В 1950-70 гг. в музей поступили большие коллекции снимков ведущих астраханских фотографов – Г.А. Поплавского, В.А. Леонтьева, Л.А. Азарова, В.А. Шепелева, В.В. Усачёва и др. На них изображена политическая, культурная, спортивная жизнь Астраханской области.

Позже в музей пришло много новых интересных снимков, коллекций фотографий, среди них такие, как развитие врачебного дела в Астраханской области, коллекция артиста театра и кино В.К. Чекмарева, преподавателя Астраханского музыкального училища С.А. Бабарыко, коллекция писателя и преподавателя Н.С. Травушкина, коллекция фотографа В.Д. Лоянича и многие другие.

Коллекция «Фотографические альбомы».

Особый интерес представляют дореволюционные альбомы. Эти альбомы посвящены узкой тематике, определенным событиям и датам: альбомы, посвященные Букеевской Орде, Баскунчакскому соляному промыслу, рыбным промыслам наследников Лионозова, общественному трамваю, мужским и женским гимназиям и другие.

После революции альбомов выпускается мало. Назовем некоторые их них. Это альбомы, посвящённые судоверфи им. Кирова, Бондарному заводу, 400-летию Астрахани, учебным заведениям – АГМИ, АГПИ.

Коллекция открыток

Фотографические открытки начала XX века посвящены Астраханской губернии. Издавали их астраханские фотографы В.А. Сергеев, И.М. Бочкарев, местные издатели М.Л. Винников, А.Л. Лошаков, столичные издательства.

На открытках - виды Астрахани, достопримечательности, городские сценки, села, типы горожан, виды деятельности, Волга, пароходы. Многие из них стали символом Астраханской губернии. Особый интерес представляет коллекция фотографических открыток, которую собрал бывший директор Астраханского краеведческого музея – Владимир Александрович Филипченко. Он работал в музее в 1950-70-х гг. Историк. Увлеченный человек. Страстный коллекционер. В 1980-е гг. после его смерти коллекцию в музей передали родственники.

Бумажные денежные знаки

В коллекцию входят бумажные денежные знаки России, облигации государственных займов - дореволюционные и послереволюционные, вексельные бумаги, талоны на продовольственные и промышленные товары, лотерейные билеты, денежные знаки других стран.

В основу коллекции легли материалы собирателя Задонского, сданные коллекционером в музей в 1960 г. Коллекция насчитывает 3.225 единиц хранения бумажных денежных знаков. Самая ранняя банкнота относится к 1808 г., поздняя – к 1950-м годам. Есть астраханские денежные знаки.

Конверты и марки

Коллекция насчитывает 1000 единиц хранения. Представлены конверты по астраханской тематике, юбилейные издания, гашения астраханского почтамта.

В коллекции марок преобладают основные темы - лениниана, освоение космоса, астраханская тематика, юбилейные - к 150-летию первой почтовой марки.

Фото

Автор: С.И. Нагайкина


Вступление

Фотография окружает нас повсюду. Она стала частью нашей жизни. Мы настолько привыкли к ней, что перестали ее замечать. Кажется, так было всегда, но оказывается этому явлению чуть больше ста семидесяти лет.

Появление фотографии связано с именами французов Луи Дагера, Жозефа Ньепса и англичанина Уильяма Тальбота. Впервые об изобретении светописи (так вначале называли фотографию) было сообщено 7 января 1839 года.

Уже через год открылись первые фотоателье в Москве и Петербурге, а затем как по цепочке «салоны светописи» стали открываться в провинциальных городах. Что же касается Астрахани, первый «светописный» кабинет был открыт в 1861 году Степаном Михайловичем Вишневским.

Постепенно понятие «фотография» вошло в сознание и быт астраханцев. Фотографией в Астраханской губернии занимались люди разных социальных слоев, преобладали мещане, но встречались дворяне, купцы.

В Астраханской губернии с 1861 года и до 1920-х годов работало чуть больше ста фотографов. Половина из них в городе. Наряду с известными мастерами, такими как С.М. Вишневский, С.И. Климашевская, ИМ. Бочкарев, было много фотографов, мало себя проявивших, от которых остались лишь имена и небольшое количество фотографий.

Колоссальную работу провел Астраханский музей-заповедник, вобрав в себя и сохранив для истории обширную коллекцию дореволюционных фотографий. В фондах хранится около двух тысяч старинных снимков, тридцать фотографических альбомов. По-разному пришли экспонаты в музей, но каждый занял свое достойное место. Старинная фотография – это целый мир. Попытаемся проникнуть в него. Приоткроем завесу времени…

Статья №2

Фотограф С.М. Вишневский

Степан Михайлович Вишневский открыл свою фотографию в 1861 году. С 1866 года его ателье располагалось на набережной Варвациевского канала в доме № 83 между Полицейским (ныне Варвациевским) и Пешеходным (Мечниковским) мостами.

С.М. Вишневский был прекрасным портретистом. В музее хранится больше восьмидесяти фотографий мастера. Степан Михайлович стал родоначальником видового жанра в Астрахани. В 1866 году он выпустил «Фотографический альбом видов и типов Астраханской губернии».

В 1899 году имя фотографа упоминается в печати в последний раз.

Статья №3

Фотограф А.Н. Вишневская

В 1900 году свидетельство на содержание фотографии берет А.Н. Вишневская, вдова С.М. Вишневского. Александра Никифоровна продолжила дело своего мужа. Профессия фотографа перестает быть приоритетом мужчин.

В музее хранится пятнадцать фотографий из ателье А.Н. Вишневской. В основном это семейные портреты, несколько крупноформатных групповых фотографий. В «Памятных книжках Астраханской губернии» имя А.Н. Вишневской встречается вплоть до 1911 года.

Статья №4

Фотограф В.Ф. Веркмейстер

Среди владельцев фотографий в Астрахани в 1860-1880 годы было немало иностранных подданных. Первым среди них необходимо назвать имя В.Ф. Веркмейстера. Баварский подданный Викентий Францевич Веркмейстер приехал в Астрахань в 1863 году. Вскоре он открывает фотографию в Табачном ряду (ныне улица Кирова), которую в 1866 году переводит в собственный дом на Варвациевском канале. С перерывом ателье работает до начала 1890-х годов.

В фондах музея-заповедника хранится семь фотографий из ателье В. Веркмейстера. И это очень много, если учесть, что их изготовила одна из первых астраханских фотографий в городе почти 150 лет тому назад.

Статья №5

Фотограф С.И. Климашевская

Самым известным фотографом в Астрахани в конце ХIХ – начале ХХ века была Станислава Ивановна Климашевская. На месте владельца фотоателье она сменила своего мужа Лаврентия Викентьевича Климашевского.

В фондах музея-заповедника хранится больше всего фотографий именно этого ателье – свыше трехсот пятидесяти штук и несколько альбомов. Много портретов, особенно юношеских ученических, прелестны детские фотографии, есть групповые, семейные, свадебные. В ателье фотографировались представители разных слоев общества. Много знаменитых фамилий: Н.Г. Чернышевский, отец Иоанн Кронштадский, губернатор И.Н. Соколовский, купцы братья И.И. и А.И. Губины… В ателье выполнялись сложные фотографии с привлечением большого количества людей.

Фотография С.И. Климашевской была единственной придворной «Двора Его Величества Шаха Персидского» фотографией в Астрахани. Носить столь высокое звание было большой честью и не менее большой ответственностью.

С.И. Климашевская являлась действительным членом Петровского общества исследователей Астраханского края. На протяжении пятнадцати лет она была членом Римско-Католического благотворительного общества, а в 1907 году становится его председательницей.

В трудные 1920-е годы старейшее астраханское ателье продолжает работать. В общей сложности фотография Лаврентия Викентьевича и Станиславы Ивановны Климашевских проработала сорок три года.

автор С.И. Нагайкина

оформление А.М. Головачёва