13.05.2015

Коллекция печатных изданий и материалов

Структура фонда «Печать»

Фонд «Печать» насчитывает более 50 тыс. многоплановых печатных музейных предметов рассказывающих об истории России и Астраханского края.

В фонде хранится уникальная коллекция агитационных плакатов. В годы Октябрьской революции и последовавшей за ней гражданской войны главным агитационным инструментом пролетариата стали плакаты, призывающие вести непримиримую борьбу с врагом и поднимающие боевой дух. Плакаты: В. Кулагина «На оборону СССР» 1929 г.,

В. Лебедева «Работать надо, винтовка – рядом» 1921г., Н. Кочергин «Враг у ворот» 1919г., В.Маяковский «Украинцев и русских клич один - да не будет пан над рабочим господин!» 1920г. Самый знаменитый плакат того периода — агитационный призыв «Ты записался добровольцем?», «Черные вороны готовят разбойничий набег на СССР», «Помоги» 1920-е г., работы талантливого графика Д.С. Морра, и многие другие интересные плакаты того периода, которые стали своеобразной заменой газетам , удовлетворяя информационный голод масс. Так, одновременно с рождением Советского Союза, началась история уникального художественно-публицистического жанра — советского плаката. Плакаты призывали, агитировали и вдохновляли. Простые и вместе с тем емкие графические образы, яркие запоминающиеся лозунги были понятны даже при беглом взгляде. В первые же дни Великой Отечественной войны появился плакат И. Тоидзе «Родина - мать зовет!», поражавший своей эмоциональной насыщенностью и убедительностью. Миллионы советских людей уходили на фронт, провожаемые взглядом сильной женщины, олицетворяющей Родину и дом. Плакаты Кукрыниксы имеющиеся в коллекции музея «Наполеон потерпел поражение. То же будет и с зазнавшимся Гитлером» 1941г., «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» 1941г., В. Корецкий «Воин Красной Армии спаси!» 1942г., Л. Голованов «Дойдем до берлина». Огромное количество подвигов было совершено под воздействием необыкновенной агитационной силы плакатов. Значимые фронтовые новости находили отражение в выразительных плакатах, которые усиливали боевой дух солдат и становились ощутимой моральной поддержкой. Музейная коллекция плакатов многообразна, охватывает разные периоды жизни нашей Родины, рассказывает о самых разных событиях происходивших в стране.

Следующая большая коллекция - это коллекция афиш астраханских театров, филармонии, консерватории, музеев, самодеятельных групп, национальных театров и т.д. Данная коллекция включает в себя предметы начала XX века - до современности. В данной коллекции хранятся афиши спектаклей с участием артистов Императорских Московских театров, афиши театра «Модерн», астраханского оперного коллектива с участием М. Максаковой и В. Барсовой, афиши Зимнего театра наследников Плотниковых. Афиши середины XX века и современные афиши – драматического театра, театра юного зрителя, музыкального театра, театра кукол, афиши к различным городским мероприятиям «День рыбака», «День Города» и т.д. В тесной взаимосвязи с коллекцией афиш - коллекция программ спектаклей Зимнего, Летнего театров, Астраханского общества охотников, Клуба велосипедистов, музыкальных, литературных, поэтических вечеров, выставок, ТЮЗа , драматического театра. Красочные театральные программы, исполненные на ткани, бумажных салфетках.

Наиболее значительная коллекция массовых печатных изданий: газеты, журналы конца XIX-начала XX в.в : газеты «Восток» 1867г., «Астраханские ведомости» 1892-1894 гг., «Восточные известия» 1813 г., «Правительственный вестник» 1881 г., «Астраханский Листок»1891г., 1904-1906 гг., медицинские газеты «Врач», «Русский врач» 1895-1917 гг. «Искра», «Астраханский курьер». Газеты периода гражданской войны, первых лет становления Советской власти: «Коммунист» 1917-1940-е гг., единственная газета распространявшаяся в деревнях и селах « Беднота», «Красный воин». Астраханские областные газеты : «Лиманский вестник», «Рыбак» (Камызякский район), «Путь Октября» (Наримановский район), «За коммунистический труд» (Харабалинский район). Журналы: «Приложение к « Астраханскому Листку», «Пробуждение», «Солнце России» - номера посвящены I-й мировой войне, «Огонек» -начало XX века и современные журналы.

В фонде «Печать» интересная коллекция карт. В нее входят: Архитектурные чертежи - « Чертеж части дома Астраханского Губернского Правления . 1885 г.», « Проект на построение служб при девичьем институте в г. Астрахани 1844 г.», «Проект постройки Харабалинской церкви », « План здания Казенной палаты», «Проект церкви «Смоленской Божьей Матери» архитектор Миловидов», «Генеральный план части г.Астрахани принадлежавший Г.Н. Добросмыслову» и т.д. Карты реки Волга – «План дельты р. Волга. 1914г. », « Лоцманская карта р. Волга », «Книга-карта «Волга» от истоков до Каспия», «Плоская карта фарватера р. Волга 1893г.» и т.д. Планы и виды г. Астрахани и Астраханской губернии – Копии: « Вид г. Астрахани из описания путешественника Карла де Бруина», «Карта России составленная А. Дженкин-соном», «План г.Астрахани составленный О. Олеария». « Планы г.Астрахани 1811,1895, 1901 (составлен Рудневым), 1910,1927,1929», «План Черного Яра 1822г.», «Карта Красно-ярского уезда» и т.д. Карты городов Германии периода Великой Отечественной войны, подаренные музею участниками ВОВ. Карты Каспийского моря и рыболовных вод, озера Баскунчак начала XX века.

Прекрасная коллекция печатных материалов указов, манифестов, листовок, обращений, приказов, документов духовного ведомства и т.д., периода XVIII – XIX – начала XX в.в и до современности : «Государственные указы Петра I », «Государственные указы Александра I, Александра II, Александра III», «Манифест Александра I «О заключении мира с Францией», «Общий циркуляр по Министерству Внутренних дел», «Указ Николая I «О короновании»», «Отречение Великого Князя Михаила Александровича от престола от 3 марта 1917г.», «Присяга производимому во дьяконы», «Присяга производимому в священники». Листовки Российской Социал –Демократической рабочей партии: «Для чего должен умирать русский солдат» с интересной надписью: «Представил в управление 2-го полицейского участка дворник приёмного покоя Игнатий Бакулчин и заявил, что он поднял эту прокламацию в 8 часов утра 24 июня 1904г. в регистратуре приемного покоя. Помощник пристава 2-го участка г.Астрахани. Подпись не разборчива.» «Братцы – казаки», «Ко всем портным г. Астрахани». Обращения, резолюции, объявления периода гражданской войны и становления Советской власти: «Слушай дезертир», «Свободные граждане –калмыки от 16 марта 1917г», «Товарищи – казаки 1918 г » и т.д.

Буклеты и брошюры рассказывающие о деятельности различных предприятий, организаций, обществ действующих ранее и в настоящее время.

Вся фондовая коллекция печатных материалов вызывает особый интерес у исследователей. Музейные предметы дают представление о истории развития общества нашего края и страны в целом.

Автор И.И. Ахунова


Знакомство с музейными предметами, хранящимися в фонде «Печать»

С1837 года коллекции Астраханского музея наполнялись новыми интересными экспонатами, они хранятся в фондах музея, экспонируются, рассказывая нам историю нашей Родины и нашего края.

Фонд «Печать» начитывает около 50 тыс.ед. хранения и представлен богатейшими коллекциями печатных материалов – коллекция плакатов нач.20 века, афиш, программ астраханских театров конца ХIX века, коллекции карт, планов, атласов и многие другие не менее интересные предметы и коллекции.

Одним из уникальных экспонатов является – альбом портретных рисунков сделанных карандашом и изданный в 1902г. Великим Князем Николаем Михайловичем. В альбоме воспроизведены портретные рисунки исполненные карандашом, художника Луи де Сент- Обен. Луи де Сент-Обен принадлежал к талантливой семье французских граверов XVIII века, писавших портреты Петра I, Екатерины II и многих других знатных особ. В Россию Луи де Сент-Обен приехал в начале XIX века, история жизни его мало известна, умер он в молодом возрасте.

Интересна предыстория данного издания. Портретные рисунки Луи де Сент-Обена уже были изданы в начале XIX в., но к 1902 г. это издание стало библиографической редкостью. После смерти художника, данная коллекция портретных рисунков была обнаружена Великим Князем Николаем Михайловичем в библиотеке Его Императорского Величества в Зимнем дворце. Эти рисунки заинтересовали Великого Князя, им был подготовлен альбом с портретными рисунками к изданию. Из замечания Великого князя Николая Михайловича: «Рисунки этих портретов прекрасно сохранились, они мастерски исполнены, дышат правдой и сходством».

Тридцать девять портретных рисунков написаны с натуры и датируются 1808-1815г.г.

На портретных рисунках изображены, особы царской фамилии и выдающиеся личности того времени, герои Отечественной войны 1812 года. Каждый портретный рисунок сопровождается кратким библиографическим очерком, написанным Великим Князем Николаем Михайловичем, со своей оценкой каждой личности изображенной на портрете.

Данные портреты и библиографические очерки к ним дают нам представление о людях, живших в то время: их положении в обществе, характерах, о их великих делах на благо Родины.

В наше время, издание 1902 г. Великого Князя Николая Михайловича является библиографической редкостью.

В дальнейшем мы продолжим знакомство с музейными коллекциями и предметами, хранящимися в фонде «Печать».

Автор И.И. Ахунова


Прадедушка 3Д-очков

В коллекции печатных материалов Астраханского музея - заповедника имеется занимательный предмет – «прадедушка» современных «3Д очков» - стереоскопический альбом «Пресмыкающиеся. Хищные. Копытные»- наглядное пособие к курсу зоологии средней школы И.В.Козыря под редакцией М.Я. Цузмера, изданное в 1939 году стереоскопической фабрикой Учпедгиза. Данный стереоскопический альбом предназначался в помощь преподавателю при прохождении курса зоологии в 7- м классе, в комплект альбома входили пара стереоочков (светофильтров), объяснительный текст к карточкам и 93 стереоскопических карточки. Среди которых имеются изображения довольно редких животных: бантенга, снежного барса, антилопы орикс бейза, зебу, зубробизона. Кроме того, фотографам удалось отснять удивительные моменты: черепаха у отложенного ею яйца; степной удав, поглощающий добычу, частично зарывшись в песок; прыткую ящерицу с регенерирующим хвостом. Изображение на карточках плоское, полихромное (красное и синее), и, при помощи прилагаемых светофильтров, оно на самом деле приобретает «объем». Интересно, что большинство съемок животных производилось в Московском зоологическом парке, часть - в заповеднике «Аскания Нова», и в Зоологическом Музее Московского Университета.

Всю большую популярность в современном мире приобретают такие понятия как « 3Д- очки», «3Д-фильм», однако все, как нам кажется, новое- это хорошо забытое старое. Так,«3Д-очки» построены на основе стереоизображения, изобретение которого относят к концу XIX века. Очки состоят из двух разноцветных фильтров, обычно голубого и красного цветов и поэтому, вместо одновременного рассматривания изображения, видеосигнал расщепляется по двум цветовым каналам. Динамическое плоское цветное монокулярное изображение обрабатывается таким образом, что на один глаз (например, красный канал) подаётся неизменный видеосигнал, а на второй (голубой канал) — подают сигнал с небольшой временной задержкой, от изменившейся динамической сцены. За счёт движения объектов в сцене, человеческий мозг получает «объёмное изображение».

Автор: А.А. Абуталиева