01.12.2016

Коллекция музыкальных инструментов и аппаратов

Фисгармония – старинный музыкальный инструмент

В конце 19 века – начале 20 века большое распространение в домашнем быту любителей музыки получила фисгармония. В устной речи и в прессе в тот период инструмент называли «органом». В настоящее время этот инструмент встречается очень редко, а тогда был почти в каждой дворянской и купеческой семье.

Фисгармония имеет внешнее сходство с пианино, однако схожи у них только корпусы, суть остается индивидуальной, и относятся эти инструменты к разным семействам.

История фисгармонии насчитывает столетия. Создателем инструмента считается француз Габриэль Йозеф Гренье, сконструировавший в 1810 году орган, в котором применены колеблющиеся металлические язычки, использовавшиеся в традиционных китайских музыкальных инструментах.

Принцип звукоизвлечения, основанный на колебании металлического язычка, был известен в широком кругу музыкантов и музыкальных мастеров ряда стран, и многие из них изготовляли подобные инструменты, давая им свои названия.

Результатом многих творческих поисков было изобретение в 1818 году венским мастером Антоном Хёккелем новой модели, названной им фисгармонией и получившей широкую известность во многих странах. Однако патент на фисгармонию был получен французским музыкальным мастером Александром Дёбеном в 1848 году. Именно он изготовил фисгармонию значительно меньшего размера, в форме пианино, которую сохраняют и современные фисгармонии. Изобретенный Дёбеном инструмент имеет и другое название – гармониум.

Внутри фисгармонии находятся различной длины трубки, по которым воздушный поток поступает к металлическим язычкам. Воздух закачивается попеременным нажатием двух ножных педалей. Клавиши, в свою очередь, являются рычагами, при нажатии на которые каналы открываются и закрываются. При этом воздух колеблет тот или иной язычок, заставляя его издавать уникальный звук.

Клавиатура фисгармонии, называемая мануал, фортепианного типа, расположена в средней части корпуса. Под ней находятся створки и педали. Педали управляются ступнями музыканта, а створки – коленями. При помощи створок происходит изменение степени громкости звучания.

Тональный диапазон инструмента составляет пять октав, что позволяет исполнять не только классические произведения, но и использовать импровизацию.

Различаются фисгармонии по способу подачи воздуха: нагнетание мехами или всасывание его. И хотя обе эти системы подачи воздуха изобретены в Европе, называются они «венская» и «американская».

Для фисгармонии характерно довольно монотонное и спокойное звучание, поэтому использовался инструмент в маленьких церквях и домашних гостиных зажиточных горожан – любителей музыки.

В настоящее время такой инструмент можно увидеть только в музеях, в том числе и в городских филиалах Астраханского музея-заповедника.

В краеведческом музее в экспозиции городского интерьера конца XIX – начала ХХ века экспонируется фисгармония (АМЗ КП-14378). Лицевую панель и верхнюю крышку инструмента украшает прорезной растительный орнамент. В центре, над клавиатурой имеется металлическая фирменная табличка Торгового дома «Юлiй Генрихъ Циммерманъ» и золотистые надписи готическим шрифтом изготовителя инструмента: «Dominion Organ&Piano Co», «Bowmanville Ont.Canada». По информации сдатчика, до 1935 года фисгармония находилась в церкви села Селитренное. В фонды музея-заповедника инструмент поступил в 1969 году от Шабанова Е.Н.

В музее истории города в зале, посвященном быту дворян, представлена фисгармония (АМЗ КП-29734), изготовленная американской фирмой «Story&Clark» в Чикаго до 1900 года. Инструмент имеет 11 регистров для изменения тембра и силы звука. Корпус инструмента отделан ореховым шпоном, клавиши из слоновой кости. В фонды музея-заповедника инструмент поступил в 1979 году от Барсковой М.М.

В музее культуры находится в экспозиции фисгармония (АМЗ КП-35432) американской фирмы «Crown». Об этом инструменте, поступившем в фонды музея-заповедника в 1983 году от Сабининой К.П. известно, что он до 1980 года находился в г. Горький (ныне Нижний Новгород), принадлежал родственникам сдатчика, жителя г. Астрахани и достался по наследству.

В экспозиции «Гауптвахта Астраханского Кремля» в офицерском зале почетное место занимает фисгармония (АМЗ КП-42509), бытовавшая в Астрахани и поступившая в фонды музея-заповедника в 1994 году от Минасян Э.А.

В России выпуск механических музыкальных инструментов и фисгармоний марки «Фортуна» связаны с именем Юлия Генриховича Циммермана – фабриканта музыкальных инструментов и музыкального издателя немецкого происхождения, долгое время работавшего в Российской империи и получившего звание Поставщика Двора Его Императорского Величества – высшего Знака Качества.

Существовали небольшие фабрики, выпускающие фисгармонии в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве.

Особое внимание заслуживает фабрика Д.А. Митропольского в поселке Бологое (до 1935 года - Новгородской губернии, ныне – Тверской области). Фабрика была открыта благодаря финансовой поддержке Святейшего Синода. С 80-х годов XIX века здесь выпускалось много видов народных инструментов, фисгармоний, оригинальных экспериментальных моделей органов и других необычных инструментов, изобретателем которых был сам владелец фабрики.

Со второй трети двадцатого века популярность фисгармонии падает. Сейчас инструменты выпускаются в небольшом количестве лишь для любителей истинных ценностей, неподвластных времени.

Автор: Л.В. Ревека

Источники:

Мирек А. Справочник по гармоникам. - М., 1968.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1982.

Фото к статье


Музыкальный автомат фирмы «Kalliope»

В экспозициях Астраханского музея-заповедника есть множество предметов, которые с первого взгляда привлекают внимание посетителей. Один из них – музыкальный автомат фирмы «Kalliope». Он неслучайно экспонируется в зале городских интерьеров второй половины XIX – начала XX вв., так как именно в этот период развивается городская музыкальная культура – стремительно набирает популярность новый жанр - оперетта, активизируется процесс музыкального образования, возрастает число специальных школ и классов, а различные инструменты и музыкальные машины проникают в гостиные.

Конструкция музыкального автомата, хранящегося в фондах музея, состоит из сменных программных дисков и звуковых гребенок. Она была принципиально новой для своего времени. Ее предшественник – музыкальный ящик с валиками - господствовал в индустрии музыкальных механизмов на протяжении почти всего XIX в. Новый музыкальный автомат имел ряд преимуществ. Например, появилась возможность менять тонкие металлические диски, на которые методом перфорации была нанесена «мелодия», таким образом заметно увеличилось количество программных записей.

История создания музыкальной машины с программными дисками восходит к 1801 г., когда французский механик Жозеф Мари Жаккар представил общественности сконструированный им прибор к ткацкому станку. Прибор управлял переплетением нитей по программе, предварительно нанесенной в виде перфорации на картонные листы. В середине XIX в. начались интенсивные попытки применить перфорированные программы для автоматизации струнных, клавишных и других видов инструментов классического оркестра.

В 80-е гг. в лейпцигской мастерской Пауля Лохмана стали работать c перфорированными дисками (их еще называли «металлические ноты») для гребневых инструментов. На нижней стороне дисков вырубали отверстие, но не полностью, а П-образно, так, чтобы оставался язычок металла. Гребенка попадала в перфорацию, задевала металлический язычок и воспроизводила звук. Для передачи движения между гребенками и дисками потребовалось ввести дополнительное звено - набор зубчатых колес - звездочек. Дисковые автоматы П. Лохмана стали широко выпускаться начиная с 1886 г. Там же в Лейпциге - центре музыкального инструментального мастерства - возникли новые фирмы по производству дисковых машин. Наиболее крупными из них были "Полифон" и "Симфонион".

Именно под этими названиями – полифоны и симфонионы – новые автоматы стали завоевывать рынок. Их форма варьировалась от небольших ящиков до мощных машин в виде шкафа. Большие автоматы стали охотно применять для украшения общественных заведений, их можно было услышать в дорогих трактирах, ресторанах, цирюльнях, гостиницах. Зачастую они запускались от монеты.

Все музыкальные машины подобной конструкции имели один недостаток - они не могли озвучивать голос. Именно поэтому фирмы, производящие механические музыкальные инструменты, прекратили выпуск своей продукции в начале ХХ века.

Автомат, хранящийся в фондах Астраханского музея-заповедника, представляет собой прекрасный образец такого рода музыкального инструмента. Он был изготовлен немецкой фирмой Германа Каллиопе во второй половине XIX в. Его деревянный корпус украшен резными столбиками и балясинами. В верхнем ярусе находится механизм, который хорошо просматривается за стеклянной дверцей. В нижнем ярусе устроен ящик для хранения сменных дисков. Автомат заводился при помощи ручки и 5-и копеечной монеты.

Автор Е.И. Шашкова