01.04.2013

По одёжке встречают…

Вглядываясь в фото неизвестного солдата, мы обычно сосредотачиваемся на лице, стараясь «прочесть» его. Но не меньший интерес представляет и то, во что он одет, особенно, если знать историю военной формы.

Яркие многоцветные мундиры 18-19 вв. хорошо смотрелись на парадах, позволяли отличить «своих» на поле боя. Но всё изменилось во время Англо-бурской войны (1899-1902 гг.). Англичане, одетые в мундиры красного цвета, несли на первом этапе войны очень большие потери, т.к. буры (жители Трансвааля), одетые в тёмную, запылённую одежду буквально сливались с поверхностью земли и наносили хорошо видимому противнику большой урон. В Англии срочно приняли меры и армию переодели в однотонную форму болотного цвета - «хаки». Правда, офицеры англичан все равно несли потери, так как носили белые шарфы на шеях. А после окончания Англо-бурской войны ведущие державы мира, включая и Россию, срочно ввели однотонный тип обмундирования.

В туркестанских батальонах русской армии (1870-е гг.) появился новый вид полевой, повседневной и парадной формы одежды – гимнастёрка, прообразом которой стала солдатская рубаха для физических упражнений. Она получила широкое распространение в России благодаря простоте конструкции, удобству и небольшим затратам в изготовлении.

Ещё интереснее история возникновения брюк-галифе. В конце 19 в. составной частью военной формой кавалеристов были лосины, плотно обтягивающие ногу. Французский генерал Гастон Галифе получил приглашение на бал от старого боевого товарища, приехавшего к нему с дочерью Анной-Марией. Но проблема была в том, что в результате ранения правое бедро генерала было искривлено. Каково же было изумление присутствующих, когда генерал появился на балу, но в совершенно неожиданных брюках, которые были очень свободны в бёдрах и сильно заужены от колена. Через несколько месяцев генерал Галифе женился на Анне-Марии, а удобные брюки стали обязательным атрибутом военной формы армий многих стран мира.

После Октябрьской революции 1917 г. возникла необходимость создания новой революционной армии, способной защитить страну. Одним из обязательных признаков армии является единая форма, которая сплачивает так же, как и идеи, за которые бойцы шли на смерть. Поэтому в стране был объявлен конкурс по разработке формы обмундирования РККА. Есть данные, что в этом конкурсе принимали участие такие известные художники как В.Васнецов и Б.Кустодиев. Сохранились стеклянные негативы с изображением коротких брюк и гольфов, киверов и аксельбантов, а также моделей, близких к тем, которые были узаконены позже.

В разработке конструкции шинели многое было взято от формы кафтана: прилегающий в талии силуэт, двубортная застежка. Декоративные элементы красного цвета (звезда на шлеме, петлицы) подчеркивали принадлежность Красной Армии. Весной 1919 года были введены первые образцы шинелей с нашивками на левом борту, которые получили название «разговоров».

А вот головной убор подчёркивал героизм и романтику образа красноармейца, повторяя по форме шлем русского воина. Но кроме металлических шлемов у русских воинов были и войлочные – куячные, доступные по цене простому ратнику. Синтезом их и стал головной убор красноармейца – войлочный шлем с утепляющими отворотами. Название «богатырка» отразило его родословную. А осенью 1918 г. в состав 25-й дивизии В.И.Чапаева влился отряд М.В. Фрунзе; красноармейцы из Иваново-Вознесенска были одеты в новую форму, головной убор которой называли фрунзевкой. Но к концу 1920 г. наиболее заметной фигурой в Красной Армии стал С.М. Будённый, имя которого было знакомо и красным, и белым. Победы, одержанные его кавалерией, были у всех на устах, вид «красных богатырей» порой приводил противника в ужас, как во время боя за д. Прямая Балка. Поэтому не удивительно, что головной убор получил имя прославленного командира, став буденовкой.

Создавая эскизы новой формы для красноармейцев, почти все художники обували солдат в лапти, хотя и кожаные, так как они были гораздо дешевле сапог. Наиболее остро вопрос с обувью встал с началом Великой Отечественной войны. Ни армейских башмаков с обмотками, ни сапог на сотни тысяч добровольцев не хватало – их просто не из чего было тачать. Натурального сырья хватило лишь на несколько десятков дивизий. Был даже издано закрытое распоряжение правительства о начале производства для Красной Армии лаптей. Ситуацию спас химик Иван Плотников, в 1935 г. разработавший искусственную кожу, которая представляла собой пропитанную и обработанную каучуком многослойную хлопчатобумажную ткань. Название «кирза» появилось от сочетания первых слогов "КИРовский ЗАвод", где впервые началось массовое производство сапог для нужд армии. В апреле 1942 г. коллектив, создавший сапоги с кирзовыми голенищами, был удостоен премии И.В.Сталина, а его участники стали лауреатами.

К концу войны 10 млн. советских солдат было обуто в кирзовые сапоги, всего же считается, что за всю историю «кирзачей» их было произведено около 150 млн. пар.


Автор Н.В. Курьянова