06.02.2014

Теория происхождения казачества

В истории российского государства казачество, как явление, стало предметом научных исследований. В наше время многие авторы пытаются доказывать самобытность казачества как этноса (народа) и сожалеют о том, что Россия насильственно остановила развитие казачества, превратив его в служилое сословие и не дала возможности сложиться в народ. Исследования проблемы показывает, что нет однозначного ответа, что существует различные гипотезы и теории. Известные отечественные ученые В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, С.Р. Платонов были сторонниками миграционной теории происхождения казачества. Они считали, что предками казаков были свободолюбивые русские люди (в основном крестьяне), которые бежали от феодального гнета. Теория объясняет расследование казаков, казачьих общин по границам России, пределы которых все время расширялись в ХХI- ХХII вв. и это позволяет сделать вывод о том, что казачество появилось во 2-ой половине ХVI - ХVII вв. Процесс формирования казачества не был единовременным. Известно и первое летописное упоминание о казаках в 1445 г. (сер. ХV в.) в Ермолинской летописи, хотя, несомненно, казачество начинает складываться еще раньше. Есть данные о том, что в ХII в. в Восточной и Центральной Азии жили племена, носившие название казачьих орд.

Самая крупная казачья орда жила в верховьях реки Енисей. В китайских хрониках она фигурирует под именем хакасы. Они были белокуры и светловолосы, с зелено-голубыми глазами, в ушах носили кольца. Их отличали храбрость и гордость. Сторонники миграционной теории не обратили внимание, к примеру, на следующие обстоятельства, что бежавшие зависимые крестьяне и посадские люди на окраины России не обладали воинскими навыками и не имели боевого оружия. Но уже в ХVI в. Запорожские и донские казаки обладали высокой военной культурой: умели сражаться конно, пешим, в поле, на воде, брать штурмом города-крепости. Специалисты считают, что за относительно короткий промежуток времени вырабатывать такую военную культуру крайне сложно. Вот как объясняет происхождение казачества автохтонная (местный, коренной) теория. Эта идея в российской истории получила свое распространение еще в XVII в. Ученые считали, что предки казаков жили в Кабарде и были подчинены тмутараканским князем Мстиславом Владимировичем в ХIв, а позже казаки стали принимать в сой состав беглецов из России, Польши и других народов. Известный историк и астраханский губернатор В.Н. Татищев считал, что запорожские казаки были родоначальниками донских казаков и были потомками кавказских черкес и других горских людей, но обрусевшие. В конце ХIХ в. Появилась «бродницкая» теория происхождения казаков. В ее основе лежит факт проживания бродников с незапамятных времен на Нижнем и Среднем Дону. О бродниках неоднократно упоминалось в летописях. Такое упоминание встречается в старинных документах 1223 г. Летописец повествует о том, что в битве на р. Калке бродники-христиане сражались на стороне монголов против русско-половецкого войска. Л.Н. Гумилев, ссылаясь на своих предшественников - историков В. Мавродина, А. Попова, С. Плетнева - считал бродников прямыми потомками древних православных хазар и что этнос бродников пошел путем формирования новой этнической группы, куда входили аланы (предки осетин), праболгары, славяне VIII-IХ вв. и степняки-кутригуры.

Выселенные тмутараканским князем Мстиславом с Северного Кавказа черкесы (ясы), смешанные с остатками кочевых орд печенегов, торков, берендеев, а также бродники и часть русского населения включались в легкую конницу монгольского войска. После распада Золотой Орды отряды этой легкой конницы под названием казаки, оказавшиеся на границах русских княжеств, постепенно стали сливаться с русским народом. Существовало несколько типов казаков. Это, прежде всего, вольное казачество, от которого произошли запорожцы и донцы, и служилое казачество. По-видимому, служилое казачество было частью государевых служилых людей, которые несли сторожевую и пограничную службу. Они формировались из различных общественных сословий, могли наделяться землей и освобождаться от податей. Известно, что они были православными, и по характеру вооружения их можно отнести к русским. Такая сторожевая служба нам известна со времен Киевской Руси - так называемые заставы богатырские князя Владимира. Позже, по-видимому, эти функции на себя взяли черные клобуки и бродники, которые в ХIV в. стали называться казаками. Эти казаки несли службу в городах и на границах земель (отсюда и получили свои названия). Заметим, что еще в ХI в. в обороне южных рубежей Руси участвовали различные тюркские кочевые племена: торки, берендеи, ковуи, турпеи, отдельные роды половцев, печенегов. Позже они стали называться «черными клобуками». В более позднее время термин казак остался только за казачьей вольницей. В настоящее время исследователи не отвергают аргументов и миграционной, и автохтонной концепции с их недостатками. Проделана большая работа по изучению проблем этногенеза казачества и все равно остается больше вопросов, чем ответов. Выбрать одну гипотезу как наиболее достоверную пока не представляется возможным. Необходимы дальнейшие археологические и этнографические исследования, которые позволили бы лучше представить динамику зарождения казачества и внутреннюю логику его развития.

Автор А.Н. Бондарева