05.02.2014

О прошлом карандаша (XVI - XIXвв.)

В фондах Астраханского музея-заповедника хранится большая коллекция карандашей разного периода. Интересна история возникновения карандаша…

Слово «карандаш» – турецкого происхождения. «Кара-даш» или «таш» по-турецки значит «черный камень». Не от турок ли мы впервые заимствовали это орудие письма? Турки произвели его название от камня, т.е. от минерального вещества, которое у них, очевидно, служило для его приготовления. Нечто подобное можно видеть и во французском названии карандаша – «crayon» – которое, видимо, происходит от craie, мел. На других романских языках слово карандаш произошло от латинского слова lapis, камень (lapis по–итальянски и по-португальски, lapis по-испански). Немцы называют его тоже по веществу, из которого когда-то делали карандаши – Bleistift, от Blti, свинец. Только англичане зовут карандаш по его предназначению – pencil, слово, обозначающее в то же время и кисть.

В том виде, как мы его знаем, карандаш зародился в конце XVIII столетия. Но, несомненно, что гораздо раньше, еще в классическом мире, существовали снаряды для письма, вполне подобные нашим карандашам. Так, римляне употребляли для письма и черчения так называемый предукталь, представлявший собою, в сущности, свинцовый карандаш. Но графит до XVI века не употреблялся, как материал для письма. В книге Гесснера о минералах, 1565 года, описываются карандаши уже почти современные: это были деревянные палочки со стержнем из графита. Употребление этих палочек было ограниченное, и Гесснер описывал их как курьез. В конце XVI века открыли богатые графитовые месторождения в Англии. Из этого графита стали изготавливать обтесанные палочки для письма, которые в последствии тоже вставлялись в дерево. Но при такой выработке карандаш был еще предметом роскоши. А тем временем месторождения графита в Англии истощались, и производство прекратилось. Карандаши изготавливались только тогда, когда находили случайно крупные куски графита, из которых можно было выпрессовывать эти палочки из дробленной и истертой массы графита. Этот способ, составивший эпоху в карандашном производстве, выводился постепенно, мало-помалу совершенствуясь. Дело началось с того, что, не находя крупных кусков графита, из которых можно было прямо вытесывать палочки, вместе с тем жалея громадный отброс при их вытесывании, догадались примешивать к измельченному графиту разные связывающие вещества – серу, клей, камедь, сургуч и т.п. Полученную твердую массу резали, обтесывали в палочки, а не прессовали.

В начале XVIII столетия начали появляться карандашные мастера во Франции и Германии. Один за другим открывались месторождения графита в Чехии и других Европейских странах. В Германии центром карандашного производства еще в те времена был Нюрнберг, и особенно деревенька Штейн, в его окрестностях. Здесь, в 1761 году была основана мастерская Фаберов, потомки которых были крупнейшими производителями в этой отрасли промышленности. Долгое время карандаши изготавливались чисто кустарным способом. Первая мастерская карандашей, носившая фабричный характер, была основана Кронсфельдом, в 1766 г.

Последний толчок прогресса в карандашном производстве был сделан в 1795 году французом Жаком Контэ и почти одновременно с ним австрийцем Иосифом Гардтмунтом. Они придумали смешивать графитовый порошок с глиной и из полученной пластичной, очень податливой к формовке, массы изготовлять путем сдавливания какой угодно формы палочки пластинки. С этой поры карандашное производство начало быстро развиваться.

Глина, идущая на приготовление карандашей, прежде всего взбалтываласьс водою, а затем оставалась в покое, чтобы из воды осели крупные примеси, которые потом легко отделить. Тоже делалось и с измельченным графитом, если он шел на приготовление высокосортных карандашей. Затем смесь графита и глины в определенной пропорции, смотря по номеру мягкости или твердости выделываемых карандашей, долго и старательно перетирались на особой мельницей с коническим жерновом, до образования однообразной и ровной массы. После этой обработки массу продавливали  сквозь пресс с дырочками, и сквозь эти дырочки выходили те палочки, которые мы видим в сердцевине деревянных карандашей или вставляем в карандашные «машинки» всяких видов. При выходе из пресса эти графитики раскладывались на ровных досках, где им давали подсохнуть. После того их перекладывали на доску с желобками и покрывали другой доской с такими же желобками, так чтобы каждый графитик был плотно зажат в этих желобках. Сложенные доски с графитами клали под гнет и оставляли, пока они окончательно не высохнут, причем, зажим между досками не давал им коробиться и гнуться, и они выходили из форм совершенно прямые и ровные. Высушенные графиты погружали в глиняные тигли, засыпали угольным порошком и прокаливали. После того оставалось только пропитать самые мягкие номера каким-нибудь жирным веществом, воском или стеарином, и тогда графиты уже вполне были готовы к обделке. Дорогие карандаши высших сортов отправлялись в кипарис или виргинский можжевельник, дешевые сорта – в  разное другое дешевое дерево. При громадном потреблении карандашей почти все производство велось машинами, специально приспособленными для всех отдельных операций. Готовые графиты вставлялись в палочку, в которой особым трудом вынимался паз для них, потом в этот паз вклеивали особую деревянную планочку, а затем уже окончательно отделывали карандаш с наружи. Машина нарезала палочки, распиливала их вдоль на две части, вынимала желобок для вкладывания графита, оставалось вложить туда графит и, смазав клеем эту половинку карандаша, наложить на него другую половинку, зажать, положить сушиться под пресс. И только окончательная отделка, полировка, окрашивание делалось в ручную. Обычно изготавливали из графита шесть мягких сортов карандаша, обозначаемых определенным числом букв: В (6 В-самый мягкий,1 В-наименее мягкий сорт) и шесть сортов твердых, обозначаемых буквою Н (и тут тоже 6 Н – самый твердый, 1 Н- наименее твердый сорт). Впрочем, теперь готовят особые сорта карандашей для письма, для рисования, для черчения, для фотографической ретуши и т.д.

Кроме графита, дающего серый карандаш, употребляли много других цветных веществ для выделки цветных карандашей всевозможного назначения. Так, черные карандаши готовились частью из особого черного сланца, часть из графита с углем или сажею, иногда их делали на глине, иногда на воске. Другие цветные карандаши, например, красные, делали из минерального вещества, кровавика. Итальянцы называют этот минерал sanguine, и художники называют этот карандаш «сангвиною», или держась французского выговора, «сангиною».

Красные и синие карандаши, чаще других встречающиеся во всеобщем употреблении, состояли из минеральных красок, берлинской лазури и киновари или сурика, затертых со смесью воска и сала. Изготавливались и копировальные карандаши. Они выпрессовывались обычно из очень корпусной (т.е. густоцветной) анилиновой краски и либо оправлялись в дерево, либо вставлялись в «машинки». Черту они давали тусклую, слабую, но когда карандаш смачивали водой он тот час приобретал яркий цвет анилиновой краски, из которой карандаш изготовлен, и с написанного таким карандашом можно было снимать копии обычным способом, на тонкой смоченной бумаге, под прессом.

Пастельные карандаши представляли собой плотно спрессованные палочки из сухих красок самых разнообразных цветов и оттенков. Полный набор таких карандашей состоял из нескольких десятков, даже сотни, двух и больше отдельных оттенков.

В Россию простые карандаши до революции привозили в основном из Германии. Отечественные не отличались хорошим качеством, и конкурировать с немецкими не могли. Но после 1917 года поставки карандашей прекратились, и пришлось налаживать собственное производство. Первая карандашная фабрика была открыта в 1926 году в Москве по предложению американского промышленника Арманда Хаммера. В 1932 году фабрику выкупило государство, и сегодня она называется «Московский завод пишущих принадлежностей им. Сакко и Ванцетти». В 1926 году открылась и карандашная фабрика им. Л.Б. Красина. В ту пору вся страна села за парты и очень актуально прозвучал лозунг В. Маяковского: «Даешь карандаши, которые хороши!». В первый год было выпущено 38 миллионов карандашей, а со временем наша промышленность стала выпускать их за год более миллиарда штук.

Каких только карандашей не выпускается в мире! Самые разные по размерам и сечению – круглые, шестигранные, восьмигранные, трехгранные, плоские, эллиптические. Есть карандаши с кисточками, карандаши-резинки. Или карандаш, который можно заточить без ножа – надо только разорвать ногтем промежутки между дырочками на бумаге, в несколько слоев плотно намотанной на графит. Имеются карандаши с увеличительным стеклом на конце, карандаши с бубенчиком. Бубенчик позванивает, и писать становится веселее. Бывают карандаши с календарем, таблицей умножения, портретами киноартистов, флагами государств, с азбукой, дорожными знаками или рекламными текстами. Выпускаются даже ароматические карандаши. Можно, например, нарисовать апельсин, который порадует не только глаз, но и обоняние. А чем плохи витаминизированные карандаши для школьников, имеющих обыкновение их грызть?

Карандаши верно и надежно служат людям много лет. Их берут с собой аквалангисты для записей и зарисовок под водой. Безотказен карандаш в условиях невесомости. На полярных станциях и ледниках «вечные» или шариковые ручки могут подвести – замерзнуть. Карандаш – нет! Карандашом любили писать А. Толстой, У. Фолкнер, Л. Леонов, Ж. Верн, Я. Райнис. Свои фантастические произведения писал карандашом прикованный к постели А. Беляев. Благодаря карандашу до нас дошла «Повесть о моей жизни» ученого и революционера Н. Морозова, который 23 года провел в тюрьме. Ему удалось не только написать, но и вынести написанное при освобождении. Он придумал такую хитрость: листы рукописи покрыл раствором желатина, сложил в пачки и крепко сжал. Получился плотный картон, на который никто не обратил внимания.


Обычным карандашом средней твердости можно провести линию длиной 55 километров или написать 45 тысяч слов. Хотите узнать, сколько «весят» ваши имя и фамилия? Умножьте число букв на 0,00033 грамма – именно столько весит одна буква, написанная карандашом.

Литература:

1.Большая Советская энциклопедия. Т. 11 – М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1973.

2. Гранин Д. Ленинградский каталог – Л., 1986.

3. Рейсер С.А. Русская палеография нового времени – М.: Высшая школа, 1982.

4. Орлов М.А. Карандаш: очерк// Нива, 1908.

Автор А.В. Насонова