05.02.2014

Корабль «Святой Георгий»

27 сентября 2013 г. в музейно-выставочном комплексе «Цейхгауз» Астраханского кремля состоялось открытие выставки «Берег корабельный, парусная даль». Здесь посетители могут увидеть модели парусных судов X-XIX вв., морские карты, портреты флотоводцев, иллюстрирующие историю мирового и российского мореходства. Одним из интереснейших экспонатов выставки является модель корабля «Святой Георгий», изготовленная астраханскими судомоделистами.

Данное судно стало одним из первых кораблей, построенных в правление Петра I и ставших основой регулярного российского флота. Оно было построено голландским мастером на Воронежской верфи в 1697-1701 гг. Сама верфь была создана в конце XVII в. для строительства флота, который должен был принять участие в Азовском походе.: «По указу великого государя из Разряду велено на Воронеже у корабельного и стругового дела и у всяких дел в работных людех быть Белогородцкого полку городов указному числу 20 тыс. человеком».

Все лесные массивы у реки Воронеж, которые можно было использовать для строительства судов, царь приказал отобрать, а самовольные вырубки дуба и осины были запрещены под страхом смертной казни. Лес был разделён между кумпанствами – товариществами землевладельцев для отбывания повинности по постройке кораблей.

Верфь с прилегающими к ней уездами стала одним из первых мест в России, где использовались пилы. Применение топоров было запрещено под страхом непринятия судов из тёсаного леса.

Первые корабли - «Принципиум», «Святой Марк» и «Святой Матвей» были построены и торжественно спущены на воду 2 апреля 1696 года. Этот день считается датой основания регулярного военно-морского флота России. 31 октября 1698 года сюда прибыл Петр I, который писал: «Мы, слава Богу, дело в изрядном состоянии нашли, флот и магазины обрели». Это было первое впечатление царя. После более тщательного изучения им состояния дел его мнение изменилось. Кумпанства из-за своей неэффективности были заменены единым государственным налогом на постройку кораблей.

C 1696 года по 1711 год было построено около 215 кораблей. Благодаря этому флоту удалось завоевать крепость Азов, а впоследствии подписать мирный договор с Турцией для начала войны со Швецией.

На верфях Воронежского адмиралтейства строились линейные корабли, галеры, яхты и др. На галере «Принципиум» во время второго Азовского похода Пётр I создал первый военно-морской устав России — «Устав по галерам». На другом корабле Азовского флота был впервые поднят Андреевский флаг.

Тогда же происходит строительство корабля «Святой Георгий». В 1701 г. он был спущен на воду. Корабль имел длину 41,2 м. при ширине в 11,3 м. На его вооружении находилось 66 орудий. Командиром корабля был назначен Лука Демьянов. В апреле 1702 г. «Святой Георгий» был переведён из Воронежа в Азов. Он использовался для патрулирования Азовского моря и устья Дона. 30 июня 1706 года «Святой Георгий» ходил в урочище Берды за солью под командованием капитана Луки Стеля, откуда вернулся обратно 26 августа. В 1709 г. из-за ветхости корабль был направлен на ремонт в Азов, где находился вплоть до 1711 г.

После неудачного Прутского похода Пётр I был вынужден передать Азов туркам. Вместе с городом Россия лишилась крупной военно-морской базы. Часть флота была оставлена. Такая участь постигла и корабль «Святой Георгий», который из-за ветхости был брошен на берегу. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Автор Н.Н. Бесчастнов