05.02.2014

Боктаг - головной убор монгольской женщины

Боктаг, или бокка – головной убор замужних женщин, появившийся на территории восточноевропейских степей не ранее середины XIII в. В среде исследователей, нет единого мнения о происхождении головного убора. Одни исследователи (З.В. Доде, Е.П. Мыськов, Г.А. Федоров-Давыдов) говорят о том, что эти уборы были принесены сюда монголами, другие (В.А. Иванов, В.А. Кригер, Н.Б. Крыласова) выдвигают гипотезу о том, что боктаг – копия более древнего, еще времен кимако-кыпчакского объединения, головного убора. Распространение усложненного головного убора – боктаг в половецко-кыпчакской этнокультурной среде могло произойти в XIII – XIV вв. на территории не только Улуса Джучи, но и Китая, в государстве Халагуидов, улусе Чагатая.

Боктаг представляет собой довольно сложное украшение из дерева и коры. Его основу обычно составляет арматурный каркас из тонких веточек или прутиков. Сверху он обтягивался берестой, которая сшивалась толстыми нитками. По форме эта основа напоминает остроносый сапожок длиной от 20-30 см до 1 м. Сверху боктаг был увенчан султанчиками из перьев, деревянными или металлическими прутиками и украшен бусами, нашивными бляхами, нитками жемчуга, цилиндрическими подвесками и т. п. Для соединения боктаг с шапкой-колпаком достаточно было распороть верхнюю часть выступа-хохолка, вставить в образовавшееся отверстие берестяную трубку и пришить ее к матерчатой основе. Сам головной убор крепко завязывали под горлом.

Форма наверший (капителеобразная, конусообразная, в форме «остроносого сапожка»), некоторые детали (прутья, перья птицы) боктаг свидетельствуют о близости головного убора к космогонической символике народов Сибири и Центральной Азии. Копирование и воспроизведение элементов боктаг, появившихся еще в раннем железном веке на Алтае свидетельствует о почитании космогонических символов населением Улуса Джучи вплоть до 20-х гг. XIV в.

Боктаг подробно описывается европейскими и южнокитайскими дипломатами и путешественниками, что свидетельствует о его значимости именно как имперского символа и выступал женским эквивалентом сложной мужской прически. Форма боктаг была одинакова для всех женщин в империи, но в разных монгольских улусах он имел отличия. Носили боктаг и знатные и не знатные монголки. У знатных дам боктаг был покрыт красным шелком, у остальных – черным сукном. За внешними цветовыми различиями скрывалась разница в социальных статусах. Ношение такого головного убора означало приобщение женщин тех или иных племен и народов к истинным «монголкам», т.е. был знаком приобщения к престижной социальной среде. Боктаг был повседневным элементом одежды для замужних женщин.

В коллекции музея-заповедника хранится уникальная находка, исследовательская работа по которой еще не завершена – это фрагмент каркаса головного убора боктаг XIII – XIV вв. А так же реконструкция самого головного убора, выполненная специалистами музея-заповедника.

Фрагмент каркаса головного убора XIII – XIV вв.
Реконструкция головного убора монгольской женщины XIII – XIV вв.

Автор Е.П. Казакова