04.02.2014

К 140-летию со дня рождения И.С.Горюшкина-Сорокопудова

Во все времена труден и противоречив творческий путь русского художника. Поэтому, особенно, удивительны судьбы великих русских художников конца XIX – начало XX вв. Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, В.М. Васнецова, Ф.А. Малявина и др. выходцев из провинции, из глубинки России, где талант, художественное воображение будущих художников – питали красота родного края, сельские пейзажи, архитектура церквей и храмов, облик старинных русских городов с его жителями. К числу таких художников принадлежит замечательный русский живописец, график и педагог Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов.

140 лет назад в 1873 г., в селе Нащи Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина–бурлака Силы Васильевича Горюшкина родился Иван Силович Горюшкин. Оставшись в шесть лет сиротой, его берут на воспитание, в Саратов, дальние родственники мещане Сорокопудовы. С юных лет он познавал взрослую жизнь, работая подсобным рабочим на пароходах, ходивших по Волге. Поездки по Волге с неповторимым обликом старинных русских городов и местных пейзажей, вдохновляли и впечатляли молодого художника. Во время таких поездок, он с большим интересом и любознательностью рисовал все, что его окружало. Так, по счастливому случаю, на его рисунки обратил внимание известный русский путешественник, доктор медицины и художник П.Я. Пясецкий.


По его совету Иван Силович приезжает в Астрахань и поступает учиться в художественные классы астраханского художника П.А. Власова. П.Я. Пясецкий неслучайно посоветовал пойти в обучение к художнику П.А. Власову, так как они оба являлись учениками одного мастера и педагога П.П. Чистякова при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Именно в Астрахани закладывается основы академических знаний в рисунке и живописи, профессионализм, правдивое и точное изучение натуры городской астраханской жизни и его жителей.

Горюшкин-Сорокопудов был в числе первых учеников художественных классов Власова, открытых в 1891 г. в доме на Кутуме у Сапожниковского моста. Вместе с ним занимались Б.М. Кустодиев, А.И. Вахрамеев, И.А. Елатонцев, Е.И. Нешмонина. Все они стали известными русскими художниками. Творческая молодежь под руководством П.А. Власова принимала активное участие в художественной жизни города, проводила совместные творческие поездки, но главное - стояла у истоков становления «Астраханского художественного кружка». Иван Силович прожил в Астрахани три-четыре годаю За это время талантливый педагог П.А. Власов вложил достаточно прочные знания в области рисунка и живописи, подготовив к вступительным экзаменам в Императорскую академию художеств.


И.С. Горюшкин-Сорокопудов поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств на отделение живописи, а затем в Академию в 1895 г. Окончив натурный класс, он некоторое время работал в мастерской П.О. Ковалевского, но вскоре перешел в мастерскую И.Е. Репина, с которым всю жизнь поддерживал дружественные отношения. Основное, что усвоил Горюшкин-Сорокопудов у Репина, – высокий уровень живописного мастерства, интерес к историческому и портретному жанрам.

Академию художеств он закончил в 1902 г. К этому времени одно за другим появляются его полотна, изображающие Древнюю Русь - «Княжна у обедни», «Женщина времен тишайшего царя», «Уголок прошлого», «Канун Пасхи в старину» и многие другие. Многочисленные репродукции его произведений с рождественскими, пасхальными темами, часто встречаются в журналах «Нива», «Солнце России» и на открытках того времени. Вплоть до 1917 г. Горюшкин- Сорокопудов активный участник различных выставок: Санкт-Петербургского общества художников, Московского общества любителей художеств, выставок акварели, рисунка и графики и др.


С Власовым 1900-е годы В мастерской 1910-е годы

В 1910 г. художник покупает себе усадьбу в селе Ивановка Пензенской губернии. Совмещая педагогическую деятельность в Пензенском художественном училище с творческой деятельностью. Впоследствии, мотивируя свой переезд в Пензу, он писал: «…я как народный художник и сам сын народа по своему направлению в искусстве давно стремился покинуть Петроград и поселиться в деревне, в народе, где ближе моей душе…». Наиболее интересными и содержательными среди живописных работ художника этого периода представляются его портреты - «Скрипач», «Мужской портрет», «Портрет К.А. Клотда», «Под солнцем», «Портрет В.В. Фоминой», «Портрет кн. Мансыревой» и др.

Эти портреты, как и другие работы, хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Пензы и Астрахани.

Одной из главных тем в картинах является, облик русских монастырей, церквей, послушников. Например, картина «Звонница в Ростове-Ярославском», «Из прошлого», «Упавшие колокола» и др.

Несмотря на свой значительный возраст, художник возглавлял с 1942 по 1947 гг. Пензенское художественное училище.

В 1943 г. ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а за свою педагогическую деятельность художник был награжден орденом Трудового Красного знамени. Умер И.С. Горюшкин-Сорокопудов в декабре 1954 г.

В истории отечественной живописи имя художника Горюшкина-Сорокопудова останется самобытным, народным, а сам художник навсегда останется тружеником, патриотом, учителем для многих поколений художников.

В фондах Астраханского музея-заповедника хранятся несколько работ И.С. Горюшкина-Сорокопудова: гравюра «На канале Скаржинка. У берега Астрахань» 1908 г., офорт «Астрахань. Кутум» 1900 г., «Автопортрет» живописные работы «Портрет неизвестного», «На реке» и др.

Автор К.Ф. Сафаргалеева