04.02.2014

Гобелен как произведение искусства

С 19 декабря по 25 января в Астраханской картинной галерее имени П.М. Догадина, совместно с Астраханским музеем-заповедником, проводится выставка «Рождественские встречи друзей».

На выставке представлены работы художников Астрахани и Саратова в разной технике исполнения. Дополняя друг друга, произведения современных художников создают прекрасную атмосферу душевного тепла, лирического настроения и радости бытия.

Особое внимание привлекает экспонат из фондов музея-заповедника, гобелен «Край полуденной России». Автор – астраханский художник Вениамин Александрович Конопатов, член Союза художников России с 1995 года.

Гобелен был изготовлен и передан в дар музею-заповеднику в 1996 году. Поражают размеры произведения – три на шесть метров. Гобелен исполнен в зеленовато-коричневой гамме. В нижней части изображена река Волга с парусниками, в центре Успенский собор Кремля, слева Надвратный Никольский храм и башня, справа Троицкий собор и башня, стены Кремля.


Гобелен или шпалера – это один из видов декоративно-прикладного искусства, представляет собой стенной односторонний безворсовый ковер с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей. В сути ручного ткачества лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка.

Уток – это поперечная (горизонтальная) система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся под прямым углом к системе основы, и проходящих от одной кромки ткани к другой. Вместе с системой основы образуется ткацкое переплетение. Мастер-ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань.

Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер ансамблями, в которых объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещения, в котором предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки для подушек.

Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура Гобеленов. Продукция мануфактуры была очень популярна, и в некоторых странах гобеленом называлось все, что выполнялось в технике шпалерного ткачества.

В русском языке одновременно применяют два термина: «шпалера» и «гобелен», обозначающие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели. Позднее так же стало называться и полотно, выполненное на машине – гобеленовая ткань.

Принцип шпалерного ткачества был знаком еще древним египтянам, о чем свидетельствуют находки в гробницах Тутмоса IV и Тутанхамона.

В средние века на севере Европы шпалеры не только украшали стены кафедральных соборов, замков и дворцов, но и выполняли чисто утилитарную функцию, сохраняя тепло и защищая от сквозняков. Ими обивали стены, выполняли пологи для кроватей, разделяли большие помещения перегородками, брали в военные походы для возведения шатров для знати. Одним из основных заказчиков была церковь. Популярны были библейские и исторические сюжеты.

В России первая мануфактура по производству шпалер для дворцовых интерьеров появилась при Петре I. В 1716 году из Франции были приглашены мастера Королевской гобеленовой мануфактуры. С ними были заключены контракты, предусматривающие кроме собственной работы обучение российских ткачей. Первым директором мануфактуры стал Филипп Бегаль, прибывший в Санкт-Петербург в 1717 году и сыгравший значительную роль в развитии российского шпалерного искусства.

Расцвет мануфактуры пришелся на 1760-1770-е годы, к тому времени на ней работали отечественные ткачи и художники. На Петербургской мануфактуре культивировался редкий для шпалеры жанр – портрет, требовавший от ткача особого мастерства при выполнении лица модели. Производились в основном портреты царствующих особ и людей, близких ко двору. В 1858 году мануфактура закрылась в связи с падением спроса на продукцию. Всего на Петербургской мануфактуре было произведено 205 шпалер. В музеях России хранится более ста шпалер отечественного производства, около половины из них – в коллекциях Эрмитажа.

В СССР родоначальником современного гобелена по праву можно считать латышского художника Рудольфа Хеймратса (1926 - 1992 гг.), который в начале 60-х годов XX века заложил его эстетические принципы. Оригинальные школы гобелена существовали в Эстонии, Литве, Украине, Молдавии, Грузии, в Москве и Санкт-Петербурге.

В настоящее время ручной гобелен существует в двух видах. С одной стороны, это авторские произведения, с другой – воспроизведение исторических шпалер на фабриках, расположенных преимущественно в странах Юго-Восточной Азии.

До XVIII века для основы в шпалерах использовалась шерсть – самый доступный и легкий в обработке материал, чаще всего это овечья шерсть. Главное требование, предъявляемое к материалу основы - прочность. В XIX веке основу для шпалер иногда делали из шелка. Хлопчатобумажная основа значительно облегчает вес изделия, она прочна и устойчива к неблагоприятным условиям внешней среды. Нити утка, как правило, были шерстяные, поскольку шерсть хорошо поддается окраске и позволяет добиться широкого диапазона в оттенках.

В шпалерном ткачестве плотность ковра определяется количеством нитей основы на 1 сантиметр. Чем выше плотность, тем больше возможностей у мастера выполнить мелкие детали, и тем медленнее продвигается работа. В современном ручном ткачестве плотность принята в 1-2 нити на сантиметр, плотность свыше 3 нитей считается высокой.

Шпалеры ткутся вручную. На станке или раме натягиваются нити основы. Затем они переплетаются цветными шерстяными или шелковыми нитями, при этом основа полностью покрывается, так что ее цвет не играет никакой роли.

Конопатов Вениамин Александрович

Изображение копируется с картона – подготовительного рисунка в цвете в натуральную величину шпалеры, выполненного на основе эскиза художника. По одному картону можно создать несколько шпалер, каждый раз в чем-то отличных друг от друга.

Техника производства шпалеры требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний. Хорошим ткачом может быть только образованный художник-живописец, который создает изображение не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени как художник, а кроме того, обладать полным знанием приемов шпалерного ткачества и свойств материала. Довольно часто бывает невозможно подобрать нити разных оттенков одного цвета, мастеру приходится в процессе работы подкрашивать нити.

В гобелене в каждую маленькую деталь работы вложен большой труд.

Даже стандартная тема, выполненная в технике "ручное ткачество", никогда не будет выглядеть банальной и устаревшей, потому что в этом мастерстве всегда на первом месте будут подлинные чувства и талант автора.

Автор Л.В. Ревека