11.02.2014

О казахских шаманах баксы

Сегодня во всех районах Астраханской области проживают казахи - это вторая по численности группа населения в регионе. Астраханские казахи – это выходцы из Младшего жуза, переселившиеся в междуречье Волги и Урала в 1801 году. Инициатором казахской миграции был султан Букей. Так образовалась Внутренняя, или Букеевская Орда. Букеевские казахи вели кочевую жизнь, и, в основном, занимались кочевым скотоводством, поэтому у казахского народа сложилась своя самобытная культура. У астраханских казахов по сей день сохранился круг представлений и обычаев, восходящих своими корнями или тесно переплетенных с доисламскими традициями, которые подверглись влиянию мусульманской религии. Это, прежде всего, шаманство (баксылык), анимистические верования, культ предков, культ святых и их могил и т.д.

Коркыт - покровитель баксы

В XIX – первой трети XX вв. шаманская практика сохранялась в Астраханской губернии у казахов Букеевской, или Киргиз-Кайсакской Орды. Шаманов именовали баксы или бахса. Согласно мнению ряда ученых само слово «баксы» произошло от общетюркского корня «бак/баг», что значит «смотреть, всматриваться или видеть». Говоря иначе, значение слова «баксы» - «высматривающий душу больного». Баксы в основном были мужчины. Важную роль в шаманстве казахов Астраханской губернии играл музыкальный инструмент домбра, который являлся одним их главных атрибутов шаманов. Под звуки музыки шаман пел, призывая духов – помощников и впадал в транс. Для казахского шаманства вообще также характерно и обрядовое употребление кобыза - это смычковый инструмент с 2-мя струнами из конских волос. В народном веровании казахов этот инструмент наделялся чудесными свойствами. Другими атрибутами баксы были посох, плеть или нож. Лечебные обряды, практикуемые шаманами, были самыми разнообразными. Сохранилось описание обряда лечения казаха – баксы. Вот что было рассказано исследователю: «У нас в семействе был тяжкий больной, которого мы долго лечили разными домашними средствами, но совершенно безуспешно. Вдруг однажды, неизвестно откуда, к нам является совершенно незнакомый бахса-киргиз (т.е. казах) и прямо говорит: «У вас есть больной такой-то; я пришел его излечить». Осмотрев больного, он велел отыскать в степи сухую лошадиную кость из лопатки. Когда кость была найдена и принесена, бахса развел огонь, положил на него кость и кусок железа. Пока обжигалась кость, и нагревалось железо, он, сидя на земле, качался всем корпусом и пел непонятные песни до тех пор, пока изо рта у него не пошла белая пена. Когда железо накалилось до красна, бахса приложил его к своему языку, так что язык его даже зашипел. Потом он ножом разрезал себе кончик языка и кровью своей капнул на раскаленное железо. Затем взял обожженную кость, долго глядел на нее, истолок в порошок, насыпал в чашку с водой, прибавил туда соли и все это размешал.Потом велел вывести больного на двор. Сначала давал ему нюхать жженую шерсть, а в заключение всего взял свою смесь из чашки в рот и, прыская этой жидкостью на раскаленное железо, дул паром на больного. В конце концов, он бросил чашку с водой в одну сторону, а железо в другую, и объявил, что лечение окончено, но если вдруг оно не поможет, он придет в другой раз. Мы наградили бахсу деньгами и одеждой, сколько могли, и через три дня наш больной действительно выздоровел, а бахсы мы с тех пор больше не видели». Еще для обряда лечения было характерно нахлестывания по больному месту соответствующей частью, взятой от животного (чаще всего это был баран), окуривание пациента, лечение с помощью настоев. В описании лечения казаха–баксы, которое было приведено выше, можно выделить то, что для шаманских обрядов характерен экстатический транс. В начале XIX в. очевидец так описывал шаманский сеанс: «Он бился, вертелся и вытягивался как неистовый, пот лился с него градом, пена клубилась изо рта... Бросив кобыз, вскочил он, вспрыгнул, затряс головою, стал кричать пронзительным голосом и созывать духов, то маня их к себе руками, то отмахивая от себя тех, которые были ему не нужны. Наконец, выбившись из сил, с лицом бледным, с глазами, налившимися кровью, бросился он на ковер, испустил дикий крик и умолк как мертвый. По прошествии нескольких минут... начал предсказывать, основываясь, как говорил, на бывшем ему тогда видении.»

Одна из главных особенностей казахского шаманства Астраханской области XIX - первой трети XX вв. – его слияние с исламом. Некоторые муллы сами брались лечить больных шаманскими методами, используя как атрибут четки и молитвы.

Музыкальные инструменты

Традиция баксылыка на сегодняшний день активно возрождается среди казахов. Так на всю Астраханскую область славятся баксы (шаманы) из пос. Володаровский, с. Козлово, с. Новорычан Володаровского района, с. Байбек Красноярского района и др. Занятие шаманством у нижневолжских казахов считалось наследственным. Начало деятельности баксы связано с так называемой шаманской болезнью. Проявление этой шаманской болезни были самыми разными: шаман впадал в транс, убегал из дома, терял рассудок. В статье Сызранова А.В. «Исламизированное шаманство у казахов и ногайцев – карагашей Нижней Волги в XIX – начале XXI вв.» описывается шаманская болезнь молодого баксы Рустама Шунгулова из пос. Володаровский Володаровского района. В детстве его стали мучить видения, он часто уходил из дома и в одиночку бродил по кладбищу. Во сне молодому человеку стал являться дух его деда – баксы. Выглядел он как почтенный старец - в длинном халате и зеленой чалме. Иногда он принимал облик змеи. Дух объявил о том, что молодой человек должен стать баксы, выучить арабский язык и пойти учиться в медресе, за ослушание дух бил его во сне палкой. Описание шаманской болезни у казахов можем найти в трудах В.Н Басилова, Ф.А. Фиельструпа. Считается, что именно духи предков - арвахи – являются главными помощниками и покровителями баксы и дают ему силу. Духи имеют антропоморфный облик, нередко принимают облик животных и птиц (змея, заяц, лебедь, орел). Как и в прошлом, так и сегодня основная функция баксы это лечебная практика. Баксы лечат от таких болезней, как рахит, туберкулез, паралич, детских болезней, женское бесплодие, снимают порчу, сглаз, даже могут врачевать домашний скот. Методы лечения сегодняшних шаманов и шаманок так же разнообразны - это и заговоры, молитвы, лечат взглядом, прикосновением. Многие баксы приводят своих пациентов на могилы святых. Так, баксы Ульпина Журтаханова для лечения женского бесплодия совершает вместе с пациенткой паломничество-зийарат на аулья Шурен-шише (мусульманское кладбище у пос. Трубный Володарского р-на Астраханской обл.). Мусульманские святые, наряду с арвахами, достаточно прочно заняли место шаманских духов-покровителей.

Таким образом, шаманство (баксылык) – одно из самых заметных явлений в религиозных традициях казахов, сохранившихся от доисламской эпохи. Интересно то, что баксылык на сегодняшний момент активно возрождается.

Автор Д.С. Куспанова