17.03.2014

Секстант

Сегодня при наличии современных средств навигации морякам не составляет труда хорошо ориентироваться в водном пространстве. Но так было не всегда. Множество древних судов претерпевали крушение, исследуя просторы морей и океанов.

Первые морские пути в своё время начали прокладывать египтяне и финикийцы, плавая по широкому руслу Нила и вдоль берегов Средиземного моря. Однако, основы морской навигации зародились вместе с появлением первого компаса в XI в. н.э. Но компас не решал проблемы: чтобы обозначить на карте местонахождение судна, нужно было определить его координаты.

Широту (градусное расстояние от экватора) находили по наклону и высотой над горизонтом небесных светил и специальными астрономическими таблицами. Точность измерений обеспечивали навигационные приборы. Например, примитивный угломерный инструмент — градшток. Моряки называли его «посохом святого Иакова» (покровителя пилигримов). Прибор состоял из длинной палки с градусной шкалой и вертикальных передвижных рельсов. Приведя палку на определенный сектор неба, одну из рельсов передвигали так, чтобы ее нижний конец «касался» горизонта, а верхний — Солнца или звезды. Достаточно остроумным был способ нанесения делений на палку: на столе вычерчивали углы различной величины и, прикладывая градшток, переносили на него отметки углов.

Градшток совершенствовали и, наконец, появились квадрант и секстант.

Cекстант представлял собой навигационный прибор, позволявший с очень большой точностью определять местоположение судна с помощью измерения высот небесных светил над горизонтом или углов между видимыми предметами.

Идею устройства секстанта еще в 1699 г. высказал Исаак Ньютон, а первый прибор был сконструирован в 30-х гг. XVIII в. известном конструктором и изготовителем точных астрономических инструментов англичанином Джоном Хэдли. Однако после смерти Хэдли в его бумагах было найдено описание конструкции секстанта, сделанное собственной рукой Ньютона. Хэдли также разрабатывал асферические и параболические линзы для телескопов-рефлекторов. В 1721 г. он продемонстрировал первый такой телескоп в Королевском обществе. Интересно что одновременно и независимо от Хэдли американец Томас Годфри также сконструировал подобный навигационный прибор.

Название «секстант» происходит от латинского «sextans» — шестая часть круга. Такова была величина рабочей части лимба первоначальных инструментов. Однако предшественник секстанта имел лимб равный одной восьмой части круга и именовался « октант».

Для определения места необходимо было измерить высоты не менее двух светил. Сущность измерения высоты светила состояла в совмещении его изображения, видимого в зрительную трубу секстанта, с изображением линии морского горизонта. Это осуществлялось с помощью системы двух зеркал. Одно из зеркал, скрепленное с передвигаемой вдоль лимба секстанта алидадой (вращающейся частью астрономического инструмента, жестко скрепленной с визирным устройством), посылало лучи светила на второе зеркало, неподвижное, скрепленное с телом секстанта так, чтобы лучи от светила попадали в зрительную трубу. Половина неподвижного зеркала обычно делалась прозрачной, чтобы одновременно со светилом можно было увидеть горизонт. После совмещения светила с горизонтом брался отсчет по разделенному лимбу секстанта. Лимб был разделен так, что отсчет по нему был равен высоте светила. Одновременно с измерением высоты светила по морскому хронометру отсчитывался момент наблюдения.

Подобное совмещение двух изображений с помощью зеркал давало возможность измерить углы между объектами без значительной потери точности даже в условиях качки на борту корабля.

В экспозиции музея вы можете увидеть секстант английского производства, датируемый концом XIX - началом XХ вв., находящийся в оригинальном деревянном футляре из красного дерева.

Автор Е.П. Подкопаева