15.04.2014

Астрахань и Среднеазиатская торговая компания

В первой половине XVIII века под воздействием социально-экономических перемен в России усилилась торгово-промышленная деятельность: быстрый рост производительных сил, укрепление позиций на Каспии, энергичные меры, предпринятые правительством Петра I для развития торговли, обусловили рост товарообмена с другими странами, в том числе и со странами Востока. Ещё в XVI—XVII вв. Россия осуществляла эпизодические торговые контакты со Средней Азией и Индией через Астрахань – главный город-порт на юге России и крупный транспортный узел на стыке Европы и Азии. В XVII веке здесь существовал целый квартал индийских купцов, торговавших в различных городах России.

Учреждаемая Среднеазиатская компания в середине XVIII века положила начало установлению непосредственной и свободной торговли с Индией, с восточным побережьем Каспийского моря, Хивой и Бухарой. Торговая компания была намерена вывозить «по большей части российские товары, а именно: муку ржаную и пшеничную, юфти, холсты и крашенину, котлы чугунные и таганы, деревянную посуду, мелкие металлические изделия. Предусматривался и экспорт европейских товаров - сукна, стамедов (шерстяных тканей), красок разных сортов. В обмен на эти товары компания предполагала импортировать золото, серебро, драгоценные камни (алмазы, яхонты, изумруды), текстиль (ткани и изделия, в том числе и индийские). Также было разрешено построить мореходные суда для перевозки товаров и красной рыбы (осётр, белуга, севрюга), торговать ею в России, экспортировать за границу икру и рыбий клей, добывать соль на озёрах близ Астрахани для соления рыбы и икры с уплатой в казну по 5 копеек с пуда.

Восточная лавка с товарами
(фрагмент выставки в башне Красные ворота Астраханского кремля)

Компания получила официальное название «Торгующая в Хиву и Бухару компания». Ей было предоставлено исключительное право «производить торг по всему левому берегу Каспийского моря - от Астраханского и Кизлярского портов до самых персидских границ» сухим и морским путём. Компании предписывалось иметь три конторы: в Петербурге, Москве и Астрахани. Для управления всеми делами в Астраханской конторе было разрешено принять в компанию в качестве директоров астраханских купцов – А.И. Астраханцева, И. Астраханцева, Ф. Рафаилова, армянского купца Абрамова. Русское правительство предприняло дипломатические шаги, чтобы создать более благоприятные условия для торговли компании со Средней Азией. Разрешалось вести торг по всему левому берегу Каспийского моря. Это отвечает интересам не только России, но также Хивы и Бухары. Ханы этих государств в 50-х годах XVIII века неоднократно просили о возобновлении морской торговли между Астраханью и Мангышлаком. А также обещали выделять конвои для охраны торговых караванов, следовавших в Хиву, Бухару и «в другие места и города». В июле 1759 года Губернская канцелярия даёт разрешение Астраханской судовой компании и группе армянских купцов отпустить два судна до Мангышлака: одно-с ржаной мукой, другое - пустое, чтобы вывезти от Караганской пристани товары, привезенные их приказчиками из Хивы. В 1756 году экспортные и импортные операции хивинских купцов в Астрахани составляли 25,3 тыс. руб. В конце 70-х-начале 80-х годов торговые обороты среднеазиатских купцов выросли более чем в 2,5 раза. За пять лет (1777-1781) хивинские. Бухарские и туркменские купцы доставили в Астрахань товаров на 109,7 тыс. руб., а вывезли на 214,3 тыс. руб., то есть среднегодовой оборот этих купцов составил почти 65 тыс. руб. торговые обороты России со Средней Азией в этот период превышали названные цифры, поскольку в торговле, кроме среднеазиатских, участвовали купцы других национальностей. Хотя первым в ней принадлежала ведущая роль.

Среднеазиатская торговая компания первая установила морским путём торговые отношения с народами, кочующими по восточному побережью Каспийского моря. Хотя ранее торговля с этими народами и велась через Астрахань, но «весьма малая» и то, главным образом, с татарами и индийскими купцами, которые, приобретая в Астрахани «за дешевую цену российские товары», отвозили в Хиву и Бухарию сухим путём и в малом количестве. Казна имела небольшие доходы от этой торговли. Среднеазиатская компания в отличие от Персидской, не получала кредита от казны, построила морские суда и вела торговлю на собственный капитал. Основная заслуга Среднеазиатской торговой компании заключалась в распространении морской коммерции и умножении доходов российской казны.

Фрагмент экспозиции Астрахань-южный форпост России
XVI-XIX вв. в башне Красные ворота

Автор А.С. Барсукова