18.09.2014

Женские национальные украшения народов Северного Кавказа из фондов Астраханского музея-заповедника (XIX-XX вв.)

Национальная одежда народов Северного Кавказа характерна своим своеобразием не только в покрое, но и по общей стилистике и характеру украшений. Внешний вид женщины мог многое сказать о ее статусе и принадлежности к определенному аулу.

Дагестанские украшения подразделяются на шесть этнических школ – аварская, даргинская, кубачинская, южно-дагестанская, кумыкская, ногайская. Также, как и украшения всех народностей, дагестанские разделяются на две большие группы – нашивные и съемные.

Нашивные обычно украшали всю одежду, бляхи нашивались на головные уборы, халаты и верхнюю одежду.

Вторая группа – съемные (ожерелья, браслеты, серьги, подвески, пояса и др.). Головные уборы, включавшие в себя шали, закрывавшие уши и шею, не способствовали ношению серег, а только внешних височных подвесок. Подвески один из древнейших видов украшения головного убора, в виде колец и различных розеток, в основе всегда лежала солярная символика. В коллекции Астраханского музея заповедника представлены аварские височные подвески в виде кольца, полумесяца с растительным орнаментом, зернью и изображением птиц, к основанию прикреплены дополнительные подвески с коралловыми бусинами (рис.1 АМЗ КП 14015/1,2). Птица один из самых распространенных и древних символов Дагестана, связан с представлениями о древе жизни, на ветках которого она сидит, как первоисточнике жизни на земле. Символ древа приносил в дом достаток, по представлению местных жителей. Данный символ часто фигурирует на женских кавказских украшениях, он должен был оберегать детородную функцию женщины.

Браслеты широко бытовали в различных народностях Дагестана. Браслеты встречались двух видов: один в виде несомкнутого обруча, витого из нескольких проволок с расплющенными концами, иногда с небольшим черневым или рельефным орнаментом; другой из цельной металлической ленты или из двух частей, соединенных шарнирами. Такие браслеты украшались чернью и гравировкой, а также цветными камнями и стеклами в высоких оправах. Форма браслета зависела не только от наряда или района, в котором они бытовали, но и от возраста женщины и ее социального и семейного положения. Например, девушки кубачинки носили только узкие витые браслеты, а замужние — широкие лентовидные с камнями в высоких гнездах. Пожилые женщины браслетов не носили. В нашей коллекции национальных украшений представлен второй вид браслета, со вставкой из стекла эмитирующей сердолик. (рис.2 АМЗ КП 14014)

Неотъемлемой частью костюма кавказской женщины были различного рода пояса с серебряными деталями, украшенные зернью, камнями и вставками из стекла. В коллекции Астраханского музея-заповедника находится несколько поясов. Один из них состоит из матерчатой основы расшитой золотой нитью, поверх основы серебряные накладки украшенные накладками с растительно-геометрическим орнаментом, зернью и вставками из бирюзы. Пряжка дополнена подвеской в виде полумесяца со звездой. (рис.3 АМЗ КП 39996) Данный пояс был изготовлен в п. Кубачи, в традиционном центре по художественной обработке металла, а принадлежал он женщине лезгинке. Пояс был неотъемлемой частью свадебного костюма, а также носил функцию оберега.

В целом для ювелирного искусства этого периода характерна эклектика, проникновение новых образцов и орнаментальных мотивов. Обладая большим профессиональным умением, дагестанские мастера в большинстве случаев хорошо разбирались в орнаменте местных народов и умели работать «на кабардинский и осетинский лад». Но все-таки деятельность ювелиров Дагестана способствовали известной нивелировке этнических форм украшений и их орнаментального убранства, усиливая черты общности. Общность отражалась в съемных ювелирных украшениях, но это объяснялось распространением готовых ювелирных изделий европейского типа. Но, несмотря на общность ювелирных изделий к. XIХ- нач. ХХ вв., в национальных украшениях из коллекции Астраханского музея-заповедника видна самобытность орнаментов и многообразие символов характерных именно для народов Северного Кавказа.

Фото

Автор: Э.Р. Сейфетдинова