12.03.2015

Фольклорное наследие рыбацкого села

Наш рыбацкий край имеет старинные фольклорные традиции. Фольклор - это особая область поэтического искусства, которая создается коллективно трудовым народом, живущим на конкретной территории многие столетия, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания и прочее. Обычаи, праздники и обряды уходят своими корнями в глубокую старину и крепко связаны с трудом и укладом жизни народа. Из поколения в поколение передавались волжские легенды, были, сказания, предания.

Собирая материал в нашем рыбацком селе, мы продолжаем изучение этих традиций. Очень интересны легенды о домовых. Они являлись символом своеобразного оберега для дома, не всегда хозяева могли понять его, но рассердить домового все опасались. Оказывается, что домовые живут не только в частных домах, но и в квартирах, и, несмотря на современную, технически оснащённую жизнь в наши дни, они, как и раньше живут с людьми. И даже сейчас хозяева подкармливают их, оставляя на ночь на блюдце печенье, сахар, хлеб и воду, особенно, когда домовой начинает прятать какие – то вещи, предметы, которые неожиданно исчезают, так же, как и неожиданно появляются. Вера в существование духов была и остаётся неотъемлемым и существенным элементом всех культур. Духи существует самостоятельно, они имеют широкую сферу деятельности и способны активно вмешиваться в окружающий мир. Духи принимают различный облик, наделены разумом, волей, определённым характером и другими качествами. Духи-демоны, в лице колдунов, ведьм, считаются исконными врагами человеческого рода, всегда изыскивающими средства вредить людям. Они никогда не покровительствуют человеку, а если временами и оказывают ему помощь, то только будучи принуждёнными к этому силой. Конечно, все опасаются встречаться с нечистой силой.

Чтобы избавиться от козней духов, их не пытаются умилостивить, им не служат; их надо только изгонять, оберегаться от них. Русские люди всегда прибегают к силе молитвы, святой воды.

Фольклор отражает многовековой исторический опыт, мировоззрение народа на разных этапах его исторического развития в данных географических, климатических, экономических условиях. При этом фольклор, как устное творчество конкретного народа конкретного края, выполняет несколько функций: сохраняет эстетические и этические нормы народа, проповедует лучшие национальные качества народного характера, развивает национальное самосознание.

Наш край богат легендами и о русалках, которые часто встречались рыбакам, работницам, работавшим в ночь на плоту. Ведь все рыбацкие поселения были окружены густыми зарослями камыша, в которых, как считалось, жили и русалки, и водяные. Легенды, живущие в семьях, передаются из поколения в поколение. Одной из таких является семейная легенда о поставщике рыбы к царскому столу, жителя Камызякского района – Клочкова Ивана, легенда о рабочей смекалке работника рыбокомбината. Есть вещи удивительные, которые не поддаются объяснению, такие как история с перемещением могильной плиты с захоронения монахов в селе Фёдоровка. В этом же селе жива легенда о разрушении церкви им. Иоанна Богослова в селе Фёдоровка, которую разобрали в 1936г. а также о случаях, связанных с этим варварством: гибели людей, участвовавших в разрушении храма, знамение в виде огненного колеса. В народных сказаниях зло бывает наказано, даже таким страшным образом.

Характерны для нашего села рыбацкие частушки. Записаны со слов бывшей зав. филиалом музея п. Оранжереи Любовь Васильевны Молостовой. Она собирала материал в годы своей работы в музее. В частушках воспевается труд рыбаков, ватажниц, характерный трудовой, патриотический подъём в социалистические годы развития промышленного производства.

В настоящее время особенно остро стоит вопрос возрождения национального самосознания народов России. Фольклор в наши дни является отличительным признаком нашей культуры, противостоящей в большой степени засилью массовой культуры, спускаемой на нас, как по " канализации", с экранов телевизора, интернета в виде компьютерных игр, передач типа "Дом 2" и т.д. А людей, являющихся носителями традиционной народной культуры, становится всё меньше. В связи с этим, тема работы является особенно актуальной на настоящий момент, возникает необходимость сбора, изучения, сохранения обобщения культурного наследия.

В завершении хотелось бы отметить, что изучая фольклор своего края, мы вбираем в себя традиции, выработанные многими поколениями, так как устное народное творчество народов содержит в себе аккумулированные знания и общечеловеческие ценности.

Фольклорный материал о привидениях, домовых, ведьмах.

С.Г. Ширяева, записано с моих слов. Адрес: Астраханская область, Икрянинский район, село Оранжерейное, ул. Аптечная, д. 19, кв. 43.

Домовой из моего детства.

Помню своё сказочное детство, поскольку любила читать сказки, представляла себя, то заколдованной принцессой, то Золушкой, то Алёнушкой из «Аленького цветочка». Весь день проходил для меня насыщенно, интересно. То я ходила по берегам реки, в поле, собирая цветы, плела венки, часто выезжали с отцом на сенокос. А к вечеру, когда сон морил, наоборот боялась засыпать. Когда я клала голову на подушку, закрывала глаза, то сразу уносилась в какую – то воронку, которая меня засасывала, крутила, кидала в каком – то вихре. Я не могла заставить себе сосредоточиться, открыть глаза, я не владела своим телом, мне было страшно. В какой-то момент я приходила в себя, бежала к маме, успокаивалась, только потом, вернувшись в свою кровать, я уже засыпала. А сны снились все цветные, то я летала во сне, то была участницей каких – то сражений, то путешественницей. Диковинные леса, красивая природа, яркие красочные образы – всё это вихрем проносилось во сне. Маме я постоянно жаловалась на то, что плохо засыпаю, как будь- то кто – то меня мучает, держит в своей власти, я не в силах сопротивляться этому. Мама меня успокаивала, говорила, что я просто впечатлительный ребёнок.

В дальнейшем я поняла, что все мои сны были вещими, и они исполнялись спустя длительный период времени. Помню, часто видела во сне угол частного дома в селе Оранжерейное, рядом с парком. Когда я встретилась со своим будущим мужем, и он привёл меня к своим родителям в дом, я вспомнила это сон, который часто видела в детстве. Ведь это был тот самый дом из моего сна. В медовый месяц мы с мужем уехали в Ставрополь неожиданно для меня, так как поездка в город Ленинград отменилась. Когда мы с ним пришли в центральный парк, я увидела памятник, который точь – в точь видела во сне, задолго до замужества, а также видела во сне, как мы с молодым человеком гуляли по этому парку. Тогда я заявила мужу, что мы уже давно были предназначены друг другу. Много я видела таких вещих снов, которые касались моей повседневной жизни. Значение сна доходило до меня не сразу, а потом после совершившегося события, у меня ярко всплывала картина увиденного перед этим сна.

Но самое яркое детское воспоминание для меня – встреча с домовым, который я думаю и мучил меня во сне. Мы с родителями, старшей сестрой жили в собственном доме, у нас был большой огород. Бабашка жила во дворе в землянке. Помню, мы с сестрой, я ещё не ходили в школу, а сестра училась, наверное, уже во втором классе, остались дома одни. Родители в воскресный день ушли к кому- то в гости, бабушка ушла в гости к своей подруге. Нас закрыли дома на ключ, была осень. Мы с сестрой играли, у меня в руках был стеклянный шарик из стекловолокна. Вдруг он упал и закатился у меня под диван – кровать. Я, естественно, полезла под диван достать его. Когда я опустилась на пол, чтобы пролезть, я вдруг увидела огромные, как мне показалось тогда светящиеся зелёные глаза, которые цепко следили за мной. Чувства страха не было. Я сразу вылезла, за мной вылез старичок небольшого роста, с бородой. На нём было одето длинное серое одеяние, подпоясанное кушаком. Сзади за плечами у него был мешок. Помню только его глубокие светящиеся зелёные глаза. Он спросил, не это ли я ищу и протянул мне стеклянный шарик. Потом он спросил нас с сестрой, во что мы играем, где родители, есть ли ещё кто дома. Мы ответили, что родители ушли в гости. По своему внешнему виду он чем – то напоминал Серафима Саровского, изображение которого на иконе я увидела в церкви, уже, будучи замужем. После расспросов старичок подошёл к двери, взялся за ручку и вышел. Потом вышел во двор, открыл входную дверь, вышел на улицу по направлению к соседнему дому и как будь – то растворился. Мы с сестрой наблюдали за ним и не поняли, куда он вдруг исчез. Когда мы с ней попытались открыть дверь, оказалось, что это невозможно, так как родители закрыли нас на ключ. Дворовая дверь была закрыта на все вертушки, но мы с сестрой ясно видели, что старичок никакие вертушки не открывал. Замки словно сами открылись. Мы долго с сестрой обсуждали, как ему удалось выйти, и откуда он взялся. Когда вернулись родители, мы с нетерпением стали рассказывать им о случившемся. Ни мама, ни отец нам тогда не поверили, хотя мы приводили им аргумент, что двоим ведь не могло это одновременно привидеться. Они решили, что мы сговорились, ведь мы так и просидели под замком до их прихода. Уже, будучи взрослыми, состоявшими в браке женщинами, мы с сестрой убедили родителей, что этот факт на самом деле имел место. Тогда родители решили, что это был домовой, который пугал и меня в детстве, и сильно напугал мою сестру.

Об этом случае хочется рассказать отдельно. Сестра уже училась в городе Астрахань, в строительном техникуме. Я училась в выпускном десятом классе. Если маленькими мы с сестрой спали вместе, лёжа « валетом» на кровати, то взрослые, уже спали отдельно друг от друга. Однажды ночью я проснулась, оттого, что сестра закричала во сне, точнее это был даже не крик, а сдавленный стон. Я всех разбудила. Мы стали выяснять, что случилось. Оказалось, что её, как она говорила, душил домовой. Она чувствовала его мягкие руки, которые сжимали её горло. Она не в силах была что – то сделать, повернуться, скинуть его, но потом как – то умудрилась крикнуть, как её показалось громко. Родители еле – еле её успокоили, оставшуюся ночь мы проспали вместе с ней. Наутро ничего не случилось. И только днём, когда отец вышел загонять баран, вернувшихся очень рано с поля, он понял, о чём хотел предупредить хозяев домовой. Из тридцати овец, отец всегда держал самое большое стадо в селе, пришло только пятнадцать. Остальных, как рассказал сельский пастух, загрызли и утащили волки, которые напали на стадо. К сожалению, он не смог отбить овец, пришлось срочно гнать стадо назад домой. Конечно, для нашей семьи это было несчастье, большая материальная потеря. Ведь всем барашкам мы давали имена, ко всем привыкли. Когда родители были на работе, мы с сестрой, поили, подкидывали им сена, подкармливали, возились с ягнятами, лечили их, а молодых мамочек – барашек кормили чем – нибудь вкусненьким.

Я верю, что домовые в сельских частных домах всё – таки есть. Немало я слышала историй про домовых от своих одноклассников, может быть что – то было приукрашено, но всё случившееся со мной и моей сестрой происходило на самом деле.

Встреча с домовым.

Записано со слов Урядовой Александры Ивановны, жительницы села Оранжереи.

Проживает: Астраханская обл., Икрянинский район, село Оранжереи, ул. Кирова, д.4.

Она рассказывала про встречу соседки Демченко Нины Ильиничны с домовым. Случай произошёл в 1954 году. Её муж уезжал на заработки на Чёрные земли. В семье было 6 детей. Однажды ночью она услышала стук в окно. Подошла, спросила « Кто там?». Никто не ответил. Вдруг она почувствовала, как кто – то сзади положил на её плечи руки. Она спросила: «Николай, это ты?», так звали её мужа. Но когда она рукой попыталась дотронуться до того, кто стоял сзади, она нащупала под руками мохнатое тело и мягкие лапы на плечах. Она испугалась, закричала. Домовой неожиданно, как и появился, исчез. Всю ночь хозяйка не могла уснуть, а на утро приехал её муж. Домовой словно хотел предупредить жену о предстоящей встрече.

Рассказ о ведьме.

Записано со слов Урядовой Александры Ивановны, жительницы села Оранжереи.

Проживает: Астраханская обл., Икрянинский район, село Оранжереи, ул. Кирова, д.4.

Рассказывала Лопатина Александра, жительница села Оранжереи. Случилось это событие в 1960 году. Её муж – рыбак и охотник однажды ушёл на охоту, его не было двое суток. Она не знала, что делать. Вдруг ночью в дом влетела женщина с длинными чёрными волосами, настоящая ведьма. Она сказала одно слово: «Беда!». Александра собирает мужчин, они едут искать охотника в протоку «Три ерика». Нашли его на острове, он прострелил себе ногу, не мог добраться назад. К сожалению, ногу ампутировали, потом вторую. Муж у Александры остался инвалидом.

Невероятный случай.

Записано со слов Керимовой Наили Валитовны, жительницы села Оранжереи.

Адрес: Астраханская обл., Икрянинский район, с. Оранжереи, ул. Матросова, д.11

Житель села Оранжереи, участник Чеченских событий. Рассказал о невероятном случае, который произошёл с ним на службе. К нему в гости неожиданно приехала мама, привезла продукты, всё домашнее. Вечером, когда она уехала, оказалось, что весь состав его соединения « вырезали» чеченцы. Вернувшись, домой после демобилизации, когда он рассказал матери про случившееся, выяснилось, что мать к нему и не приезжала. Но всё время службы она молилась за сына, вероятно, сила молитвы сохранила сына от смерти.

Легенда о невероятных случаях.

Записано со слов Митина Вячеслава Тихоновича проживающего в селе Оранжереи, Астраханской области, Икрянинского района, улица Садовая, д. №115.

Во времена своего детства, в 1950 – х годах, они мальчишками бегали по берегам реки. Часто видели такое необычное явление: большая то – ли мраморная, то – ли гранитная плита, то исчезала, то появлялась на берегу небольшого ильменя, напротив здания бывшего кирпичного завода при въезде в село. Это была надгробная плита с захоронения священнослужителя в селе Фёдоровка, где раньше стояла большая церковь имени Иоанна Богослова. Захоронен священник был на Фёдоровском кладбище. А плита непонятным образом передвигалась от села Фёдоровка до кладбища села Оранжереи и спускалась вниз к ильменю. Дети часто видели, как эта большая, тяжелая плита появляется у ильменя, но объяснить это явление никто не мог.

Также взрослые часто рассказывали про то, как разрушали церковь им. Иоанна Богослова в 1936 г. На плашкоуте приехали моряки. Местные жители практически не участвовали в разрушении церкви, многие уехали из села. А те, кто грабил и рушил церковь, своей смертью не умирали. Моряки были очень злобно настроены, разбирали кирпич для других строений – больницы в селе Оранжереи, магазина, правления колхоза в селе Харбай. Многие иконы просто жгли, выбрасывали. А местные жители ходили, собирали их по камышам, прятали. Некоторые иконы остались у долгожителей села, наследниками были принесены в церковь им. Иоанна Богослова, которая сейчас функционирует в селе в бывшем помещении магазина, построенного из церковного кирпича. Бытует такая легенда, что когда свалили колокол со звонницы храма, положили его на телегу, лошадь неожиданно заметалась, погнала, потом упала, протащив за собой конюха. Колокол задавил насмерть и лошадь, и конюха. Тут вдруг на дороге от храма возникло большое огненное колесо, которое прокатилось до места, где упал колокол. Легенда об этом огненном колесе жива и до сих пор.

Рассказ о рабочей смекалке.

Записано со слов Сундетова Ерсаина Азаматовича, 1957 г.р., жителя села Оранжереи. Ул. Чкалова, д.15.

Дед Ерсаина – Сундетов Азамат, 1932 г.р. рассказывал о том, как он проявил житейскую смекалку на работе. Он был разнорабочим на Оранжерейном рыбокомбинате. Примерно в 1954г. его и ещё одного рабочего – Ларионова Василия, 1932г.р., направили на тоню «Большой Магой». Здесь производилась выливка тузлука, рыбы из чанов. На этой тоне раньше разделывали, солили рыбу. Но в 1950- х годах вся рыбообработка была перенесена на Оранжерейный рыбокомбинат, а на тонях рыбаки стали заниматься только выловом рыбы. Лес, из которого были выстроен лабаз, раздавали рабочим для строительства домов. На рыбокомбинате для рабочих строились тогда бараки на несколько семей. А лес, из которого были собраны чанья, перевозили в цеха обработки рыбы – Ниновку, Образцовое, на Мумру. Там из этого леса собирали чаны в новых лабазах. Необходимо было зачистить примерно 12 чаньёв. В чан вмещается примерно 100 центнеров рыбы. В день норма составляла 200 вёдер тузлука, один чан зачищали в течение 3,4 дней. Чаны стояли на брусьях, длиной 10-12 м. которые были выложены по периметру основания чана. Отправка на тоню на зачистку чанов воспринималась, как повинность, так как работа нелёгкая и однообразная. Но делать было нечего, начали рабочие выливать тузлук из чана вёдрами. Один спускался на лестнице вниз, черпал ведро, подавал наверх другому. Так Азамат с Василием проработали до обеда. В обеденный перерыв они пошли прогуляться по окрестностям, играли в футбол и, случайно, нашли в степи большой бур, его рабочая лопасть была примерно 10 метров, длина ручки – 1,5 метра. И тут Азамата осенило, а почему бы не попробовать пробурить им отверстие в чану, и слить тузлук. Они принесли бур; ценой больших усилий, поскольку лес практически по толщине был 100 мм, просверлили отверстие сначала в одном чану, а потом во всех остальных. Таким образом, тузлук слили, остатки рыбы вытащили, а чаны промыли чистой водой. Когда они доложили мастерам о выполненной работе, все очень удивились, так как работа была рассчитана не менее, чем на месяц. Ведь они перевыполнили все нормы, и возникла проблема с тем, как оплатить эту работу. В результате работникам предоставили отгулы, очень хорошо заплатили, выдали премию. А рассказ о произошедшем случае, проявленной рабочей смекалки наследники Азамата слышали из его уст неоднократно.

Сказание о русалках.

Записано со слов Кордзая Валентины Александровны, жительницы села Оранжереи. Адрес: Астраханская обл. Икрянинский р-н., с. Оранжереи, ул. Аптечная., д.15, кв. 45

Валентина Александровна рассказала легенду о русалках, которую ей поведала её бабушка - Соболева Ольга Гавриловна, 1882 года рождения. Она переехала в посёлок Оранжерейное в 1913 году, работать по найму на рыбные промыслы купцов Сапожниковых. Жили они очень тяжело, в общих казармах. Работали на обработке, посоле рыбы, разделывали крупную частиковую рыбу, укладывали солёную рыбу (колодку, малосол) в тару – бочки. Работали и днём, и ночью. За рабочими следил приказчик. Однажды её подруга заснула на лавке, разделывая рыбу. Когда приказчик это увидел, он избил её плетью. Хозяева практически не показывались на промыслах. Иногда, когда приезжали высокие гости, по праздникам, они выходили на крыльцо усадьбы и раскидывали конфеты детям, работникам, очень редко бросали монеты. Бабушка всегда повторяла, о том, как тяжело было работать на хозяина и хорошо, что её внуки не знают тех трудностей и унижений, которые пришлось испытать ей самой.

От бабушки Валентина Александровна узнала о русалках. Работницы во время путины по ночам сидели в лабазе, который находился на плоту, обрабатывали рыбу. Засыпать было нельзя. Работницы очень часто слышали, как хохотали русалки под плотом, как били своими хвостами по сваям, по воде - «хлоп», « хлоп». Когда они слышали хохот, становилось страшно. А когда били хвостами, было понятно, что это не вода плещется и не рыба, очень своеобразный звук издавался. Бабушка была уверено, что под плотом резвились русалки. Говорили, что рыбаки видели хвостатых девушек ночью под плотом, иногда в камышах. Но все страшно боялись встречи с русалками, и старались побыстрее удалиться с этого места.

Записано со слов Керимовой Наили Валитовны, жительницы с. Оранжереи.

Адрес: Астраханская обл., Икрянинский район, с. Оранжереи, ул. Матросова, д.11

Дедушка Наили – Темирбулатов Гафьяр. Работал рыбообработчиком в выходе Оранжерейного комбината. Он часто рассказывал, как ночью во время работы на плоту, в выходе, он с другими рабочими видел русалок, как они плескались. Красивые девушки, с большими рыбьими хвостами, чешуя ярко блестела, русалки плескались, хохотали. Но рабочие боялись встречаться с русалками, их называли «проклятые дети». Ходили слухи, что русалки могут завлечь человека в свои « сети», а после этого находили утопленника.

Записано со слов Ермошкиной Татьяны Константиновны, жительницы села Оранжереи.

Адрес: Астраханская обл., Икрянинский район, с. Оранжереи, ул. Комсомольская, 98.

Дедушка Татьяны Константиновны – Савельев Семён Романович, жил и работал в селе Харбай (сейчас Фёдоровка) в выходе. Он рассказывал, что работая в выходе, часто видел и слышал, как плещутся русалки, не смеются, а просто «хохочут». Но встречаться с ними работники опасались, чтобы не пропасть. Часто дедушка рассказывал, как приходилось встречаться с оборотнями. Село Харбай люди называли селом колдунов, оборотней. Иногда видели, как люди ночью оборачивались в свинью. Был известен случай, когда бабушка, известная, как колдунья не могла умереть, не подпускала к себе священника, пока не передала свои способности молодой женщине, которая и сегодня наводит порчу на людей.

Сказание о водяных.

Записано со слов Керимовой Наили Валитовны, жительницы с. Оранжереи.

Адрес: Астраханская обл., Икрянинский район, с. Оранжереи, ул. Матросова, д.11.

Её мать – Темербулатова Зинаида рассказывала об одном интересном случае. Молодых людей из села Оранжереи пригласили на свадьбу в соседнее село – Заречное. Молодые семьями собрались ехать на лодке. Мужчины гребли на вёслах, но как только лодка поравнялась с леском, её начало кружить, грести было невозможно. Лодка всю ночь кружилась, водяной не отпускал молодых с одного места. Как только пропел первый петух, лодка тронулась, молодые уже не попали на свадьбу, но сумели вернуться домой.

Семейная легенда.

Записано со слов Каляткина Сергея Михайловича, проживающего в селе Хмелевое, Икрянинского района, Астраханской области, ул. Волжская, д.19.

В семье Каляткиных, проживающих в     Камызякском районе Астраханской области, бытует семейная легенда. Каляткин Сергей Михайлович, рассказывает про своего деда – Каляткина Елизара, прожившего 106 лет, у которого был дед – Клочков Иван, т.е. Каляткину С.М он приходится прапрадедом. Он был рыбаком и рассказывал своим родным о том, как один раз в то время, когда его артель вытаскивала невод с рыбой, во время хода красной рыбы, к ним подошла лодка с боярами. Рыбаки угостили подъехавших мужчин ухой из красной рыбы, чёрной икрой. Бояре их похвалили за угощение, один из них - самый высокий, спросил, кто у них старший. Рыбаки показали на Клочкова Ивана. Тогда боярин сказал: «Повелеваю своим указом поставлять тебе красную рыбу для царского стола». Оказалось, что гостем был сам Пётр I. Таким образом, Клочков Иван поставлял выловленную его артелью красную рыбу в Санкт – Петербург.

Рыбацкие частушки. Записано со слов бывшей зав. филиалом музея п. Оранжереи Любовь Васильевны Молостовой, жительницы с. Оранжереи, Астраханской области, Икрянинского района, ул. Кирова, д.7, кв.18. Она собирала материал в годы своей работы в музее.

1. Мы с товаркой режем, режем.
Скамеечка крайняя.
Она любит плотового,
А я - материального.

2. «Часты, ясны небеса.
Завиднелись паруса,
Рыбой полные подчалки.
Выходи на плот, резалки.

3. Что шумишь, Моряна, сильно,
Не боимся мы штормов.
К сроку выполним заданье,
К сроку выедем на лов.

4. Я на сейнере - рыбачка,
Ты на сейнере – рыбак.
Третий план мы выполняем.
Вот работать надо как.

5. Милый в армию уехал.
Что я милому скажу?
Береги страну родную,
Как отца, как мать свою.


Литература:

  1. Славянская мифология: Энциклопедический словарь - М.,1995г.-156 с. Частушки, собранные Молостовой Л.В., бывшей заведующей филиалом музея села Оранжереи.
  2. Народная культура Поволжья: Методическое пособие/ Каталог. Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http: //window.edu.ru/window/catalog)
  3. Фольклор как историко – культурное наследие Нижневолжского региона в первой трети XX века: Б.С.Лащилин и А.М.Листопадов. Вести. Волгоградского гос. ун-та. С.4. Ист., - с.58,59.
  4. Легенды, сказания, интересные факты, записанные со слов Каляткина Сергея Михайловича, проживающего в селе Хмелевое; Керимовой Наили Валитовны, жительницы с. Оранжереи; Ермошкиной Татьяны Константиновны, жительницы села Оранжереи; Кордзая Валентины Александровны, жительницы села Оранжереи; Сундетова Ерсаина Азаматовича, 1957 г.р., жителя села Оранжереи; Митина Вячеслава Тихоновича жителя села Оранжереи; Урядовой Александры Ивановны, жительницы села Оранжереи; Ширяевой С.Г., жительницы села Оранжереи. Частушки, собранные Молостовой Л.В., бывшей заведующей филиалом музея села Оранжереи.

Автор: С.Г. Ширяева