01.09.2016

Подводная лодка «Минога» на службе военно-морского флота

Во все времена в разных точках земного шара люди пытались создать нечто, позволявшее находиться долгое время под толщей воды. Многие пытливые умы предлагали свои варианты решения этой задачи. Однако с технической точки зрения подобное стало возможно только во второй половине XIX в., тогда и стали появляться первые подводные лодки – корабли, способные погружаться под воду на длительное время. Толчок в развитии дала русско-японская война, в которой был получен боевой опыт использования подводных лодок. Так в России в 1908 г. была спущена на воду первая подлодка с дизельным двигателем типа «Минога», предназначенная для патрулирования берега. Первое глубоководное погружение «Миноги» состоялось 23 марта 1913 г. и было не вполне удачным: через не закрывшийся клапан вентиляции лодка заполнилась водой и затонула. К счастью, спасательная операция прошла успешно, и весь экипаж удалось спасти.  Как впоследствии выяснилось, причиной аварии стал оставленный сверток с семафорными флажками, который и не давал плотно закрыть клапан вентиляционной трубы.

После поднятия со дна и ремонта, «Минога» вновь вошла в состав военно-морского флота и приняла активное участие в боях Первой мировой войны. За этот период на ее счету 14 боевых походов. Во время одной из вылазок подлодка была замечена германским миноносцем, шедшим навстречу. Миноносец ускорив ход, предпринял попытку пойти на таран, но экипажу подлодки вовремя удалось совершить погружение, хотя в отчетах отмечено, что корабль прошел над лодкой так близко, что последняя получила крен на 10°.

После прохождения в 1918 г. капитального ремонта на Балтийском заводе «Миногу» и несколько других подводных лодок («Окунь», «Макрель», «Касатка») отправили на юг страны для усиления Каспийской военной флотилии. Железнодорожный эшелон вышел по направлению к Саратову ночью 29 сентября. Под платформой с ящиком, в котором находилась 115-тонная «Минога», прогибались рельсы. В Саратове подлодки с помощью кранов спускали в Волгу. Первыми в Астрахань в конце осени были доставлены «Минога» и «Макрель». Эшелоны с остальными подводными лодками стали объектом для действий контрреволюционеров, что послужило причиной задержек.

«Минога» активно участвовала в боевых действиях во время Гражданской войны. Несмотря на мелководье и штормы, ей удавалось успешно маневрировать и выполнять боевые задания. 21 мая 1919 г. экипаж преодолел множество трудностей, но все же спас подлодку: для починки двигателя «Минога» пришвартовалась к штабному пароходу «Ревель», но в тот попал снаряд, и корабль, а с ним и лодку, охватило пламя. При отплытии от горящего судна стальной швартов намотался на винт, и буксировать подлодку от опасного, полного боеприпасов судна пришлось на баркасе. Целый день рулевой Василий Исаев и электрик Григорий Ефремов были вынуждены нырять в холодную воду, чтобы освободить винт.

Конец Гражданской войны «Минога» встретила в Баку.

21 ноября 1925 г. в связи с износом всех механизмов подводная лодка «Минога» была сдана для разборки на металл.

Автор: Е.П. Колымажнова.


Макет подводной лодки «Минога» (НВ 9825).