01.09.2016

«О, Волга!.. колыбель моя!» К 95-летию со дня рождения художницы Р.А. Давитьян

В фондах астраханского музея-заповедника хранятся несколько произведений живописи и графики астраханской художницы, члена Союза художников СССР Розы Александровны Давитьян, основной темой художественных работ которой стали волжские пейзажи, городские сюжеты, натюрморты. Одну из ее работ – «На озере Баскунчак» (1957 г.) – можно увидеть в залах Краеведческого музея. В сентябре 2015 г. на выставке «Великий шелковый путь», проходившей в Краеведческом музее, была представлена еще одна работа Розы Давитьян «Астрахань XVII века», созданная в 1968 г.

Эта небольшая по размеру работа выполненная акварельными красками. Исторический сюжет картины повествует о том, как в 1558 г. на Долгом, или Заячьем, бугре началась история современной Астрахани, связанная со строительством крепости – кремля. Широко раскинулась река Волга, а по ней плывут караваны кораблей и лодочек в крепость, в Астрахань. Деревянные суда стремятся к Никольской пристани, которая расположена у северной стены кремля со стороны Никольских ворот. Именно сюда купцы везут свой товар, свежую рыбу, тут же ведутся торги. Причалившие корабли гордо и важно стоят у стен кремля, а кто-то уже укрепляет паруса, отправляясь дальше в путь. Да и сам кремль, словно корабль, с белыми парусами и мачтами в виде силуэтов башен, колокольни, навечно причалил к берегам Волги.

Общий колорит картины «Астрахань XVII века» – сочный, яркий, живой. Без лишней прорисовки деталей, широко и просторно передана атмосфера, общий сюжет композиции.

Светлое, живое, радостное видение мира – индивидуальная особенность живописи Давитьян. О своих художественных работах она говорила: «Не краски нужны, а цвет». Ведь, именно цвет и рождает общее восприятие, настроение и чувства, которые художник хочет передать зрителю.

Воспитанница советской академической школы, Роза Александровна родилась в 1921 г. в г. Баку. В том же году переехала в Астрахань. Здесь прошли ее детские годы, первые годы учебы. С 1937 по 1941 гг. училась в астраханском художественном училище им. П.А. Власова под руководством астраханских художников и педагогов Алексея Моисеевича Токарева и Василия Алексеевича Панкова. В 1946 г. продолжила учебу в Пензенском художественном училище им. К. А. Савицкого, где ее педагогом стал известный русский художник, ученик И. Е. Репина, Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов, в раннем детстве получивший первые уроки изобразительного искусства в Астрахани у Павла Алексеевича Власова. После завершения учебы в 1947 г. Роза Александровна вернулась в Астрахань, где много и успешно продолжала работать, оттачивая профессиональное мастерство. Она быстро находит темы и образы, которыми стали основными в ее творчестве. Это темы пейзажей, натюрмортов, созданных с натуры, многие из которых созданы так же во время творческих поездок в Академические дачи в Тверской области, Дома творчества художников в Крыму и Подмосковье. Большинство известных произведений Розы Давитьян появились во время творческих поездок на этюды, где она наблюдала и вдохновлялась окружающей природой Астраханского края. Спешила художница перенести на лист бумаги или на холст сюжеты волжских пейзажей и хозяйственно-промышленных предприятий – «Астраханский порт» (1951 г.), «На судоверфи им. С. М. Кирова» (1964 г.), «Волга-труженица» (1967 г.), «Золотая река» (1983 г.) и другие.

Результатами своей творческой деятельности Роза Давитьян с удовольствием делилась со зрителями, устраивая персональные выставки в Астрахани в 1977 г., 1983 г., 1992 г. Принимала активное участие в различных выставках – областных, региональных, республиканских.

В 2001 г. астраханской художницы Розы Александровны Давитьян не стало. Продолжателем творчества художницы стал ее племянник.

Произведения художницы хранятся в семье Давитьян, в собраниях Астраханской картинной галереи им. П. М. Догадина, Астраханского музея-заповедника, Пензенской картинной галереи, а также в частных коллекциях.

27 июля 2016 г. астраханской художнице Розе Александровне Давитьян исполнилось 95 лет со дня рождения.

Автор: К.Ф. Сафаргалеева. 


«Астрахань XVII века», 1968 г.

 

И.С. Горюшкин-Сорокопудов и Р.А. Давитьян, 1947 г.