30.03.2017

Вопрос атрибуции национальных казахских браслетов из коллекции Астраханского музея-заповедника

В фондах Астраханского музея-заповедника хранятся коллекции украшений, датируемые разновременными периодами, начиная с украшений каменного века до традиционных национальных украшений. К последней группе относятся, в основном, женские серебряные и медные украшения конца XVIII-середины XX вв.

С целью атрибуции и выявления видовых особенностей были рассмотрены казахские браслеты, представленные в музейной экспозиции «Культура и быт народов Астраханского края».

Украшения являлись неотъемлемым элементом одежды любой казахской женщины. Женщину без украшений сравнивали с деревом без листьев. (3. С.97)

Согласно легендам экспонатов большинство казахских браслетов из коллекции национальных украшений Астраханского музея-заповедника находилось в составе приданого невесты, некоторые могли быть подарены родственниками или являлись свадебным подарком жениха.

Основная коллекция казахских браслетов Астраханского музея-заповедника показана в виде пластинчатых браслетов с несомкнутыми концами. Отдельный интерес и спорный в атрибуции вопрос вызывает браслет, выполненный в традициях казахского браслета с кольцами - бес блезика (2). Его носили от сглаза и порчи. Считалось, что нечистая сила может проникнуть именно через руки. По казахской традиции колец на браслете должно быть три, но браслет, экспонируемый в этнографическом зале, является исключением. Можно было бы предположить, что кольцо было утеряно до поступления в музей, но возникает другой вопрос - известно, что предмет был выполнен в с. Новодмитриевка Дагестанского р-на. При анализе изделия, можно узнать характерные дагестанские особенности, но подобного рода украшения не были распространены среди дагестанских женщин. Поэтому вопрос атрибуции данного украшения остаётся открытым.

Для инкрустации казахских ювелирных изделий в нашем регионе, если судить по музейной коллекции, использовали сердолик и бирюзу.

Изучение коллекций ювелирного искусства необходимо производить с осмыслением его семиотической природы, придавая значение орнаментации украшений. В декоре музейных браслетов читаемы, в основном, растительный и геометрический орнаменты. В качестве особенности казахского орнамента на украшениях можно отметить последовательное расположение его элементов; они никогда не переплетаются.

Автор: Н.В. Власова


Источники и литература:

  1. Асылова Л. М. Видовые особенности казахских прутковых браслетов из фонда Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы изучения и сохранения культурного и природного наследия Евразии», т. 1, Павлодарский государственный педагогический институт, 2010 г.
  2. Браслет женский с кольцами. Начало XX в. АМЗ КП 41932
  3. Тохтабаева Ш.Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы. 2005 г.