A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined index: HTTP_REFERER

Filename: controllers/news.php

Line Number: 95

Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
Размер шрифта: A A A Изображения:Выкл Вкл Цвет:T T T Выключить версию для слабовидящих
25.12.2018
Конфискованную икону передали в музей-заповедник на реставрацию

Россиянин пытался вывезти икону «Богородица Милостивая» на территорию Украины без декларации. Его задержали сотрудники Таганрогской таможни и конфисковали образ, который по типу относится к одному из основных в иконографии – «Умиление». Икону признали культурной ценностью по времени создания. Но из нескольких музеев юга страны взять её на реставрацию с последующим включением в коллекцию решился только Астраханский музей-заповедник.

Как икона оказалась у гражданина России – неизвестно. Но пассажир автобуса сообщением «Донецк  - Ростов» проигнорировал процесс декларирования святыни и был задержан таможенниками.  В ходе экспертизы удалось установить, что икона подпадает под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Постановлением суда она была конфискована, обращена в доход государства и включена в состав Музейного фонда России.

К астраханским реставраторам икона поступила в аварийном состоянии. «Были многочисленные утраты левкаса (грунта) с красочным слоем, а так же утраты красочного слоя до левкаса по всей поверхности, - говорит художник-реставратор (II категория) музея-заповедника Юлия Азизова. - Покровный слой был сильно потемневший, не равномерный, из-за чего образ практически не просматривался».

Именно из-за плачевного состояния ни один музей не решался взять икону в музейный фонд.  Хотя ценность её неоспорима. Написана она не позднее второй половины XIX века на деревянном массиве размером 21*25 см. Иконографический тип «Умиление» является ведущим в иконографии Богородицы и считается наиболее лиричным. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой композиции богословы видят глубокую идею: «Богородица является нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом». 

На сегодняшний день икона выведена из аварийного состояния. В ходе работ открылись изображения ликов Богоматери и Младенца с частичными утратами и потертостями живописи. Стала известна техника исполнения красочного слоя - желтковая темпера. Как отмечают реставраторы, образ написан в каноническом стиле, с красивой тонкой проработкой мелких деталей в изображении.

На сегодняшний день специалисты подошли к завершающему этапу реставрации – тонировке красочного слоя. Его будут осуществлять акварельными красками, для чего  подбирают общий тон, приближенный, но на пару тонов светлее авторского. Реставрацию специалисты планируют завершить в начале будущего года и после представить подробную фотофиксацию процесса работы.  

Фото к событию: