A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined index: HTTP_REFERER

Filename: controllers/news.php

Line Number: 95

Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
Размер шрифта: A A A Изображения:Выкл Вкл Цвет:T T T Выключить версию для слабовидящих
12.09.2019
Иконостас Успенского кафедрального собора Астраханского кремля: от прошлого к настоящему

Успенский Кафедральный собор Астраханского кремля всей своей архитектурной масштабностью и декоративности убранства по праву считается одним из ярких образцов традиционного московского барокко, сложившегося на рубеже XVII-XVIII вв.

Подчеркивая внешнюю торжественность архитектурной формы, Успенский собор поражает и внутренним содержанием, где с общим вертикальным устройством пространства, важное место приобретает восьмиярусный иконостас верхнего храма. Иконостас (от слов «икона» и «поставление») – это установленная перегородка с иконами, которая отделяет алтарь от средней части храма, а в образах икон является зримым воплощением идеи вселенской церкви.

 В допетровскую эпоху распространенными на Руси были четырехъярусные и пятиярусные иконостасы, именно последние появились в конце XVI века, когда к четвертому ярусу был добавлен праотеческий чин (ряд). Это связывают с важными событиями того времени: печатью Острожской библии (1580-1581 гг.), представляющей полноту библейских текстов, а также с установлением патриаршества в России (1589 г.). В дальнейшем идея высоты ярусов увеличивалась путем добавления чинов ветхозаветной темы, олицетворяемая образами Прородителей, Праотцов, а также распространению новых архитектурных форм и стилей в строительстве храмов и соборов по всей территории России.

Словно устремленный в небесную высь, восьмиярусный (23-х метровый), золоченый, резной иконостас, на момент своего создания являлся большой редкостью, так как в традициях русского церковного зодчества распространены были иконостасы поменьше. Исключением может быть, например девятиярусный иконостас храма Живоначальной Троицы в Останкине (конец XVII в.), но уступающий по высоте - 13,5 метров или наоборот превосходящий по высоте (27 метров), но семиярусный иконостас XVII века созданный зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым в 1693-1699 гг., который расположен в Успенском соборе Рязанского кремля.

За свою более трехсотлетнюю историю величественный иконостас вместе с Успенским собором на протяжении своего существования претерпел многое: были периоды его разрушения, а затем и тяготы долгого восстановления. В настоящий момент иконостас верхнего храма дошел до наших дней уже не в первоначальном виде, таким когда он создавался.

История его создания началась в 1710 г., когда верхний собор был готов к освящению. Наряду с постройкой здания собора, шли работы и по его внутреннему украшению. В 1703 г. были подряжены люди посадские, Нижегородцы: Иван Тимофеев с родным сыном Терентием и Матвеем Логиновым, сделать самым добрым мастерством по каким угодно образцам иконостас, царские, южные и северные двери, архиерейские места, резную работу с поставлением всего на место, укреплением и с подведением лесов к иконостасам… В следующем 1704 г. февраля 4-ого домовой иконописец преосвященного Тихона, митрополита Казанского и Свияжского, Никифор Попов с товарищами: Иваном Андреевым, домовым иконописцем именитого человека Григория Дмитриевича Строгонова, Нижегородским посадским человеком Василием Романовым Бобылевым из Балахнинского уезда, села Погоста священником Иваном Петровым, подрядились писать в верхнем соборе святые иконы своим золотом, серебром и всякими красками за 1500 руб. на своем хлебе и харчах.

В XVIII в. в поволжских городах изографы (иконописцы), объединившись в артели, нередко были вынуждены мигрировать в поисках заработка. Среди иконописцев отмечается домовый иконописец крупного промышленника Григория Строгонова – Иван Андреев сын Чирок. Строгановская школа иконописи славилась своими лучшими мастерами- изографами по всей стране и при царском дворе. По всей вероятности иконы для восьмиярусного иконостаса выполнялись в лучших традициях строгановского письма.

В фондах Государственного архива Астраханской области хранятся уникальные документы, которые свидетельствуют об этих мастерах: рядная (договорная) запись мастеров резчиков на возведение иконостаса и на роспись икон. Некоторый текст в документах на церковно-славянском языке, написан скорописью.

Когда все работы по созданию иконостаса были закончены, то он был представлен так: 8 ярусный, вышиной 31 аршин 15 вершков, а шириною 31,5 аршин; в верхнем ярусе, посреди находится образ Господа Саваофа в резной, вызолоченной, овальной раме; а по концам обеих сторон, в таких же рамах изображены Архангелы и Ангелы. В середине следующего яруса представлены около древа Прародители в состоянии падения, опоясанные листьями с тремя при них детьми; за ними по обе стороны яруса следуют допотопные Праотцы; на следующем – послепотопные Патриархи; далее Пророки, потом Апостолы, за ними Святители, затем следуют изображения двенадцати праздников, вместе с изображениями страданий Христа Спасителя; наконец в нижнем ярусе местные иконы.

 Интересен тот факт, что во второй половине XVII в., после Большого Московского Собора 1666 – 1667 гг., были приняты правила запретившие изображение Бога Отца (Саваофа), а иконостас стал увенчиваться крестом с изображением Распятия. Возможно, этот факт и послужил поводом для дальнейшего обновления иконостаса.

О том, как выглядел резной декор иконостаса в первоначальном виде первой половины XVIII в. следует предполагать по общему типу архитектурно - стилистической тенденции того времени. Учитывая особенность архитектурно- декоративного убранства фасада Успенского кафедрального собора, иконостас был резным, с системой горизонтальных и вертикальных членений, а также был обильно украшен барочной деревянной резьбой. В этот период времени с конца XVII – начала XVIII вв. в русской храмовой архитектуре, особенно в архитектуре «московского» или «нарышкинского» барокко, получило свое распространение «флемская резьба», в которой основу декора составляет сквозной объемный растительный узор.

 «Флемские» иконостасы пришли в Россию с украинскими и белорусскими мастерами и быстро распространился по всей территории государства, сначала в Москве, затем в провинциях. Примеры «флемских» памятников отмечают в Ярославле, Ростове, Костроме, Рязани, Холмогорах, Пскове, Нижнем Новгороде и в других городах. Постепенно приобретая совершенно традиционный своеобразный вид, русские мастера украшали иконостасы пышным, резным растительным декором: виноградной лозой и цветочным узором.

При Архиепископе Никифоре (его пребывание на Астраханской кафедре значится с 1787 г. по 1792 г.) на храмовых образах были сделаны серебряная риза, унизанная жемчугом и драгоценными камнями. Всех образов в иконостасе насчитывалось 130, выполненные в традиции Московского письма. Возможно, речь идет о некой реставрации или первоначальные иконы были записаны новыми.

 Отмечено, что с 1714 года после указа Петра I о запрете каменного строительства вне Санкт-Петербурга, произошел отток мастеров из Москвы в провинции. Так по русским городам, в том числе и в Поволжье, складывались ориентиры на московские живописные принципы письма икон мастеров Оружейной палаты. В результате миграции иконописцев по стране стиль московского письма стал преобладающим во многих городах, и сохранял свои традиции до конца XVIII в.

Судьба иконостаса тесно связана и с именами именитых горожан, на пожертвование которых создавались иконы, украшались ризами и драгоценными камнями. Вот таким было описание иконостаса в 1840 г., составленное кафедральным протоиереем Андреем Ивановым: «Внутри украшен огромным, резным в 8 ярусов на полименте вызолоченным иконостасом, в котором иконы греческого писания, со времен построения Собора в нем четыре местных образа, большого формата украшенные сереброзолоченными ризами, из них Образ Вседержателя, усердием Г-на Шереметьева, крестьянина Кирилла Гандурина 1813 года, Образ Успения Божей Матери на кой венец украшен разными каменьями и крупным жемчугом, усердием дворянина Кирилла Федорова 1820 года. Образ Божей Матери Иерусалимской усердием дворянина Ильи Ефименкова 1815 года. Образ Иоанна Предчети усердием того Ефименко».

Из этого описания следует, что иконы в иконостасе обновлялись на стиль греческого письма, сменив ранее московский. И что четыре местных образа сохранились в первоначальном виде с нач. XVIII в. Полимент - это левкас, состоящий из переквашенной глины и осетрового клея, которым покрывают поверхность иконостаса. Затем эту поверхность полируют, покрывают небольшие участки клеем и переносят туда плоской кистью кусочки сусального золота. В завершении, золото положенное на полимент полируют рыбьим зубом (моржовым) или агатом.

В начале XIX в. иконы в царских серебряных вратах верхнего храма (созданные на средства астраханского купца Петра Сапожников в 1819 г.) были написаны живописцами Императорской Академии художеств г. Санкт-Петербург. В фондах Астраханского музея - заповедника хранится фотография Царских врат роскошно украшенных живописью и чеканным декором. Есть и другое изображение (гравюрный рисунок) внутреннего вида Успенского собор XIX в. (дата неизвестна), где видны Царские врата и центральные пять рядов иконостаса. Здесь образы в ярусах иконостаса угадываются нечетко в силуэтах, а вот резной, по всей видимости, золоченый декор спиралеобразных колонн и обрамляющих иконы оклад представлен в строгом, классическом стиле XIX в. характерном «классицизме» и по всей вероятности сменивший «флемский» тип иконостаса.

В 1859 - 1861 гг. весь иконостас был обновлен по благословению Астраханского Архиепископа Афанасия, все иконы были возобновлены живописью мастеров- иконописцев Троице-Сергиевской Лавры, по просьбе кафедрального протоиерея Иоанна Павлинова. Свой вклад в пожертвования средств на реставрацию внесли местные купцы, так например большую часть средств внес купец 1-ой гильдии Михаил Башкин и Иван Бровкин. Через 30 лет иконостасы Успенского собора вместе с иконами решили капитально обновить. Сохранился договор от 1891 г. между старшим причтом и старостой Успенского собора с иконописных дел мастером, астраханским купцом Дмитрием Шепелевым. В этом договоре Шепелев обязался снять со всего иконостаса верхнего собора весь поломанный резной декор, исправить недостающую резьбу, вырезать и позолотить. Иконы в иконостасе промыть, не покрывая их ни каким составом. Работа должна быть окончена через год, в 1892 г. Про московскую иконописную мастерскую Н.Н. Шепелева в Астрахани, сохранились объявления в Астраханских Епархиальных Ведомостях начала XX в.: «Астрахань у Воздвиженского моста на Кутуме д. бывшего Рослякова рядом со следственной камерой. Принимаются заказы на иконостасы и киоты с иконами Московской работы … Выполненные в моей мастерской работы можно видеть во многих церквах г. Астрахани, а также в уездах. Имею много благодарностей»

После революционных событий 1917 г. Успенский собор подвергся разграблению и был закрыт. В 1922 г. произошло изъятие церковных ценностей. Все драгоценные реликвии из Успенского собора были изъяты в помощь голодающим Поволжья. С 1923 по 1928 гг. Успенский собор, как и многие другие астраханские храмы, был захвачен обновленцами. Однако в 1928 г. местные власти подняли вопрос об отобрании Успенского собора у обновленческой общины. В октябре того же года собор был закрыт. Первоначально подумывали даже об уничтожении Успенского собора, однако решение пересмотрели, более конструктивной была признана мысль о переустройстве храма. Нижний храм был предоставлен под хранилище Губархиву. Верхний храм первоначально предполагалось отдать местному отделению «Союза воинствующих безбожников» (СВБ) под антирелигиозный музей, но из-за отсутствия средств эта идея не воплотилась.

В последствии верхний храм передали военным под спортзал. В 1931 г. активистами СВБ был разобран и сожжён иконостас верхнего храма. Предварительно за год до этого, в 1930 г. был поднят вопрос о разборке восьмиярусного иконостаса и предварительной смывки с него позолоты. По этому поводу были сделаны запросы и указания между Астраханским окружным музеем и Нижне-Волжским Краевым музеем г. Саратов, о чем сохранились архивные документы. Краевой музей не соглашался о снятии с учета Главнауки и последующего разрушения иконостаса, более того признавал художественно-историческую ценность восьмиярусного иконостаса, как образец лучшего памятника стиля московского барокко в Нижне-Волжском крае. Несмотря на это весомое суждение, судьба иконостаса была решена. Его разобрали. Одновременно с иконостасом верхнего храма и нижнего храма, сняли царские врата, оправив их на переплавку. Как память об этом дне, проведенном субботнике, сохранилась фотография, где запечатлена разборка иконостаса Успенского собора молодыми людьми. Судьба икон из иконостаса осталась неизвестна, редкие иконы из ризницы и пределов кафедрального собора, в основном иконы дарственные датированные допетровской эпохи около сотни, были переданы в 1931 г. через Архивное Бюро и Госфонд в Астраханскую государственную картинную галерею. Долгие годы не поднимался вопрос о возрождении Успенского собора, его главной святыне…. После 1992 г., благодаря планомерному проведению реставрационных работ, стараниями епархиальных властей и астраханцев, удалось вернуть постепенно внешний и внутренний облик величественному собору. Ненадолго место восьмиярусного иконостаса занял небольшой четырехъярусный иконостас, бывший прежде в храме села Солёное Займище Астраханской области.

 Облик современного резного восьмиярусного иконостаса общей высотой 22,3 метра, возрождался постепенно с 2003 г., где все работы по его восстановлению были закончены в 2015 г. Изображения в иконостасе принадлежат кисти астраханского художника - иконописца Александра Ивановича Алешина. На протяжении нескольких лет им создавались образы икон в традиционном византийском стиле, на основе темперных и акриловых красок. Художественной выразительностью икон византийского письма являются чистые глубокие цвета, полутона, штриховка бликами, живые и эмоциональные образы святых. В количестве около 147 икон, занявшие все восемь рядов согласно православным канонам и архитектурной особенностью устройства верхнего храма представлены: 1 - Местный чин (ряд), 2 -Праздничный, 3 - Деисусный, 4 - Святительский, 5 - Апостольский, 6 - Пророческий, 7- Допотопный (Праотеческий), 8 - Икона «Этимосия» (Престол Уготованый) и образы Архангелов.

Наряду с каноническими полнофигурными образами святых, в Деисусном чине представлена икона с образом греческого схимонаха Паисия Святогорца, причисленного к лику святых в 2015 г. и почитаемого не только в Греции, но и в России. В том же деисусном ряду находятся три иконы созданные на пожертвованные средства прихожан, о чем свидетельствуют именные надписи жертвователей и дата написания иконы, так судьба возрожденного иконостаса, не оставляет быть равнодушными жителей города. Восстановлены и Царские врата с установленными в них образами сцен «Тайной Вечери» и ликами святых, написанные астраханским мастером Александром Алешиным.

Безусловно, художественное достоинства иконостаса, заслуживает резное, декоративное убранство колонн, и членений иконописного ряда общей площадью 535 м2 в стили барочной резьбы с элементами растительного орнамента. Создавали деревянный иконостас 25 мастеров, все они резчики по дереву производственно - коммерческой фирмы «Астраханский сувенир» г. Астрахань. Автор общей идеи эскиза - образа будущего иконостаса руководитель производственной мастерской Пименов Сергей Геннадьевич. Прежде чем приступить к созданию иконостаса, Сергею Геннадьевичу и его мастерам, необходимо было собрать исторические сведения о внешнем виде иконостаса верхнего храма Успенского собора, изучить его историю и архитектурный стиль, главное, конечно учитывая особенности деревянной резьбы в создании иконостасов в России в эпоху XVIII в.

Мастера-резчики несколько лет создавали как отдельные элементы межъярусной рельефной резьбы: акант, тяги, завитки, галтели, так и цельные колонны, арки, карнизы. В качестве материала использована древесина кедра и липы, как прочная, красивая по текстуре и податливая для резьбы. Работы по возрождению резного декора иконостаса проводились в 2003 - 2008 и 2015 гг. В 2009 г. митрополитом Астраханским и Камызякским Ионой, за создание иконостаса Пименов С.Г. был торжественно награжден орденом Преподобного Серафима Саровского «За вклад в духовное развитие России».

Проследив почти 300 - летнюю историю столь важного элемента в устройстве православного храма, как иконостас, можно сравнить его с окном в духовный мир между человеком и Богом, где подвластно времени и мировоззрению, особым вкусам и бережной заботе с мыслями о будущем поколении, сам человек был создателем и разрушителем этой святыни. В настоящее время возрожденный восьмиярусный иконостас верхнего храма Успенского Кафедрального собора Астраханского кремля, привлекает к себе внимание большое количество жителей, а также гостей города, каждый раз поражая своей торжественной красотой, величием и мощью духовной веры.

Автор: К.Ф. Сафаргалеева


Источники и литература:

Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. Казань, 1889.

2. Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России. Издание Данилова монастыря. 2006 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://msdm.ru/internet-zhurnal/254-80?limitstart=&showall=1

3. Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Ярославль, 2008.

4. Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф 294. Оп. 1. Д. 35. Л. 20-24. Договор Николая Ивановича Журавлева на золочение резного иконостаса и горнего места в алтаре верхнего Успенского собора г. Астрахани червонно-сусальным золотом на полимент. 24 апреля и 26 апреля 1858 г

5. ГААО. Ф. 294. Оп.1. Д. 35. Л. 18-19. Договоры крестьянина мастера Московской губернии Серпуховского уезда с. Хатуни Николая Ивановича Журавлева на возобновление плотнических, столярных и молярных работ в верхнем Кафедральном соборе. 22 апреля 1858 г.

6. ГААО. Ф. 2053. Оп. 1. Д. 42. Л. 117-120. Письмо директора Нижне-Волжского краевого музея в особую часть по госфондам Астраханского окружного финансового отдела о недопустимости разрушения иконостаса Верхнего храма Успенского собора, представляющего исключительную художественно-историческую ценность. 3 июля 1930 г.

7. ГААО. Ф. 2233. Оп. 2, Д. 44. Л. 134. Распоряжение Совета Министров № 207 Р о создании комиссии по разработке мероприятий по восстановлению зданий Кремля г. Астрахани как памятника архитектуры. 19 февраля 1948 г.; ГААО. Ф. 2233. Оп. 2, Д. 44. Лл.116 – 120. Решение Астраханского облисполкома № 396 от 19 апреля 1948 г. о восстановлении и реставрации зданий и сооружений Астраханского кремля и благоустройстве его территории.

8. ГААО. Ф. 294. Оп. 2. Д. 2. Лл. 7-10. Описание Астраханского Успенского собора, составленное кафедральным протоиереем Андреем Ивановым. 1840 г.

9. ГААО. Ф. 857. Оп. 1 доп. Д. 2. Л. 31.Рядная запись иконописцев Никифора Стефанова сына Попова из Казани, Ивана Андреева Чирка, нижегородского Василия Романова Бобылева и Балахинского уезда с. Погоста священника Ивана Петрова на роспись икон в верхней Успенской церкви кафедрального собора. Подлинник на церковно-славянском языке. Скоропись. Свиток. 4 февраля 1704 г. Рядная /договорная/ запись нижегородских посадских людей мастеров - резчиков Ивана Тимофеева и Матфея Логинова на возведение иконостаса Астраханского Успенского собора. 14 августа 1703 г.

10. Марков А.С. Астрахань. Иконы, коллекции, открытки. Записки собирателя. Астрахань, 2004.

11. Лидов А.М. Иконостас: Происхождение-развитие-символика (сборник статей). М., 2000.

12. Груздев Б. И. Православная богословская энциклопедия. Том 5. Стлб. 833. СПб., 1904. Приложение к духовному журналу «Странник» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-5/ikonostas.html#q1

13. Комашко Н.И. Руская икона XVIII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=139&chap=2&ch_l2=0

Фото к событию: